КРЫЛОВ Г. Современные интерпретации теоретической категории классической индийской музыки nada | Soundmain
КРЫЛОВ Г. Современные интерпретации теоретической категории классической индийской музыки nada

PDF КРЫЛОВ Г. Современные интерпретации теоретической категории классической индийской музыки nada им. Гнесиных, 1988. С. 111-132.

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Крылов Г.
2023 01 15 16 18 45

Памятники санскритской письменности представляют богатые материалы по истории индийской цивилизации. В них содержатся разнообразные сведения о древней музыкальной культуре, позволяющие проследить постепенное становление и формирование науки о музыке, которая на протяжении огромного исторического периода (II тыс. до н.э. - I тыс. после н.э.) прошла путь от прикладных околоритуальных трактовок до системного специализированного знания.

Сочинения авторов эпохи зрелого индуизма: Бхараты (II в.), Датти-лы (IV в.), Матанги (VII в.), Абхинавагупты (Х в.), Шарнгадевы (ХIII в.) составляют канон классического музыкознания на санскрите, на котором основывается музыковедческая мысль средневековья вплоть до нового времени.

Трактаты по теории музыкальных искусств - сангите (samgita ) входили в огромный свод литературы, в котором были кодифицированы нормы индуистской учености. Смежными дисциплинами с сангитой были грамматика (vyakarana ), логика (hetuvidya ), йогическая психофизиология (adhyatmavidya ), метрика (chandasastra ), диалектология (bhashajnanam ), учение о молитвенных формулах-мантрах (mantrasastra ) и т.д. Сложность языка, эзотеричность символики, громоздкость детальных разработок содержания - все эти отличительные черты индуистского знания (которое Ф.И.Щербатской называл "искусственно-усложненным") в полной мере присущи музыковедческим сочинениям.

Санскритский музыковедческий трактат сложно рассматривать как выражение храмовой ритуальной культуры и как специальное научное знание. Знаковая система сангиты содержит, благодаря многозначности санскритских слов, удивительную игру смыслов. В санскритском термине прикладное научное понятие почти всегда оказывается выражением какого-либо сакрального представления.

Но в связи с тем, что сангита в новое время изучалась преимущественно как специальное знание, а не как выражение индуистской культуры, в современном музыкознании санскритский термин понимается исключительно как обозначение конкретного музыкального явления. Между тем индийцы трактовали музыку не только как звуковое явление, а как психофизиологический феномен, как процесс сознания.

И вся система терминов, которая окончательно сложилась в науке, описывающей процессы сознания - тантре[1] , лингвофилософии грамматиков и ранее в упанишадах[2], получила дальнейшую разработку в музыковедческой традиции. Для древнеиндийского ученого-музыканта важнейшие понятия теории музыки: nаdа, varna, ruga, ansa, jati, kaia и др. - были названиями известных явлений феноменологии сознания. Для нас же они обозначают только конкретные явления музыкального процесса.

Безусловно, было бы неправильно экстраполировать понятия философии на музыкальный процесс. Но еще более ошибочно - отрывать музыковедческую мысль от ее культурной почвы и рассматривать категории сангиты исключительно как прикладные обозначения определенных явлений музыкального процесса, интерпретируя их в европейской терминологии. Очевидно, здесь необходимо разработать методологию описания санскритского термина в которой бы специальное музыковедческое понятие сопрягалось с философской категорией, но не отождествлялось с ней, а рассматривалось как символ выраженной в этой категории мировоззренческой интуиции.
Автор
SoundMain
Скачивания
22
Просмотры
1,083
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху