- Автор книги по теме гармония - теория
- Красинская Л.Э.
- Уткин В.Ф.
Введение
Музыка — один из видов искусства. Как и любое другое искусство, она выражает определенные мысли и чувства, т. е имеет конкретное содержание, отображает реальную действительность.
Русские и западноевропейские композиторы-классики всегда стремились выразить в своих произведениях глубокое содержание, большие идеи. Даргомыжский писал в одном из писем "Я не намерен снизводить музыку до забавы... Хочу правды..." Мусоргский подчеркивал, что хочет в своей музыке показать жизнь, где бы она ни сказалась, Чайковский говорил, что он не признает музыки, которая ничего не выражает. Лучшие произведения русских и советских композиторов насыщены идеями патриотизма и героизма, воспевают труд и доблесть человека, мужество и стойкость трудового народа.
В творчестве советских композиторов отражается социалистическая действительность, борьба советского народа за построение коммунистического общества, за мир во всем мире.
Чтобы правильно понимать содержание музыки, надо учитывать ее особенностн, ее отличия от других искусств.
В то время как в литературе содержание передается с помощью слов, в жипописи - посредством рисунков и красок, в музыке содержание воплощается с помощью звуков, из которых создаются музыкальные образы. Отдельно взятый музыкальный звук нли созвучие не выражают еще никакой мысли, не представляют собой музыки. Ряд звуков, не связанных между собой определенным смыслом, взятых как бы случайно, тоже еще не есть музыка. Чтобы из сочетания звуков получилось музыкальное произведение, эти звуки лолжны объединяться определенными художественными закономерностями.
Основные художественные закономерности музыки вытекают из соотношения звуков по высоте и времени.
Звуки различной высоты, следуя один за другим, образуют мелодию, если в этом последовании звуков есть определенный выразительный смысл. Звуки каждой мелодин связаны взаимным тяготением. Такое взаимное тяготение звуков образует ладовую основу музыки.
Мелодия складывается из звуков не только различной высоты, но и различной длительности. Взаимоотношение различных длительностей, называемое ритмом, в свою очередь подчиняется периодической, равномерной смене сильных и слабых моментов, т. е. метру. В этом выражается организация звуков во времени.
В передаче содержания музыкального произведения большое значение имеют различные средства музыкальной выразительности. Так, например, образ музыкального произведения изменяется в зависимости от темпа, т. е. скорости исполнения; от динамики, т. е. силы звучания; от тембра, т. е. от окраски звука, и от многих других факторов.
Как нельзя судить о содержании какой-либо драмы по образу одного действующего лица, так нельзя осмыслить содержание музыкального произведения на основании лишь некоторых из его элементов (например, только мелодии или только ритма, темпа и т. п.). Для полного понимания музыкального произведения необходимо учитывать взаимодействие всех входящих в него элементов музыкальной выразительности.
Для сознательного подхода к музыкальному произведению и для полного усвоения всех закономерностей музыкальной речи необходимо изучить ряд музыкально-теоретических дисциплин: элементарную теорию, гармонию, полифонии и другие..
Предварительным условием для изучения всех последующих дисциплин является усвоение курса элементарной теории, в котором изложены сведения об основных элементах музыкальной речи.
Настоящий учебник представляет собой практическое пособие для изучения элементарной теории музыки и предназначается для музыкальных школ и училищ.
Авторы ставили себе задачей как можно теснее связать изучение курса элементарной теорни музыки с живыми примерами из музыкальной литературы, так как лишь такая связь дает возможность сознательного и углубленного усвоения теоретического материала.
Учебник рассчитан в основном на учащихся, знакомых с основами музыкальной грамоты, но может быть также использован и теми, кто не имеет никакой музыкальной подготовки. В последнем случае необходимо внести некоторые изменения в расположение материала, на что указано‘в соответствующих местах текста.
Отдельные понятия авторы пытались раскрыть глубже н детальнее. чем это необходимо для минимального усвоения курса, Такие разделы напечатаны мелким шрифтом.
При изучении элементарной теории музыки необходимо сочетать теоретические занятия с выполнением практических заданий и с освоением курса сольфеджио.