Козырев Ю. П. Функциональная гармония, часть 1 | Soundmain
Козырев Ю. П. Функциональная гармония, часть 1

PDF Козырев Ю. П. Функциональная гармония, часть 1 Москва 1997 г.

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Козырев Ю.П.
      1


Предисловие

Жанр этой работы — учебное пособие, направленное на овладение искусством джазовой импровизации в одном из его основных положений — в гармонии.

Прежде всего нужно отметить важность самой разработки этой области музыки — импровизации — ныне заброшенной в обычных учебных курсах и пособиях академического плана, важность стремления приблизить учебный процесс к живому, непосредственному музицированию, оперированию собственным, родившимся в минуту музицирования материалом, а не только обучать умению пользоваться чужими последованиями и схемами.

Успехи отечественных практиков и теоретиков джаза, к которым относится и автор настоящего труда, думается, уже заставили или еще заставят в ближайшем будущем пересмотреть сложившиеся взгляды: обучение умению импровизировать служит боль- шим укором методике существующих академических курсов.

Значение труда Ю. П. Козырева видится в нескольких аспектах. Во-первых, пособие имеет большое общеметодическое значение, поскольку показывает возможность возобновления практики живого музицирования, импровизирования. Во-вторых, пособие хорошо отвечает своему прямому прикладному назначению — это ценная работа, раскрывающая сущность функциональной гармонии применительно к потребностям музыканта-импровизатора; и, наконец, пособие содержит разработку ряда общих теоретических положений функциональной гармонии, значение чего объективно выходит за границы лишь джазовой музыки. Нет сомнения в том, что эта общетеоретическая часть работы будет замечена и “академическими” теоретиками гармонии.

Доктор искусствоведения, профессор МОЛГК
Ю. Н. Холопов


От автора

Настоящая работа представляет собой теоретическое исследование, облеченное в форму учебного пособия. Цель пособия — выработать уучащихся отчетливое представ- ление о функциональных соотношениях и развить тем самым точное ощущение сфер ладового тяготения, что совершенно необходимо музыканту-импровизатору для грамотного мелодического и гармонического изложения музыкальной мысли.

Курс функциональной гармонии систематизирует ирассматривает сединой точки зрения функциональные соотношения, установившиеся в европейской музыке, и, следовательно, этот курс весьма универсален. В силу этого, при надлежащем отборе материала, функциональная гармония в предлагаемом виде может преподаваться на всех уровнях музыкального образования—от ДМШ и далее.

В полном объеме работа соответствует курсу, читаемому автором в течение многих лет для специалистов с высшим музыкальным образованием, в основном для педагогов, причем именно здесь накоплен опыт, показывающий плодотворность применения разработанных методов для импровизации и в классических стилях.

В несколько сокращенном варианте курс преподается в группах, состоящих из выпускников музыкальных училищ, и в группах дляв ыпускников ДМШ—подобие такого варианта курса, видимо, можно считать пригодным для преподавания на уровне училища.

Опыт преподавания в детской школе (детский отдел колледжа) показал, что в условиях ДМШ с усиленной теоретической программой можно с успехом преподавать материал |1 и 2 глав пособия в 3-5 классах при условии специальной подготовки в предшествующих классах — этого материала вполне достаточно для свободного оперирования функциональными соотношениями, принципами гармонизации и голосоведения как основы обучения импровизации впределах классической программы ДМШ с добавлением элементарной джазовой импровизации.

Методика изложения функциональной гармонии является нововведением автора, основанным на практике преподавания и личном опыте в импровизационной музыке. Особенности изложения состоят в следующем:

1. Используемое понятие функциональных связей относится непременно к какой- либо сфере ладового тяготения; отсутствие ладового тяготения полагается эквивалентным отсутствию функциональной связи.
2. Вводится представление о ступенном обороте и ступенном ряде. Понятие оборота во всех случаях используется в соответствии с точным смыслом этого термина, т.е. как некоторое построение, окончание которого совпадает с началом.
3. Вводится представление о функциональном обороте и функциональной секвенции в согласии со смыслом пункта 2.
4. Вводится представление о гармоническом обороте и гармонической секвенции в согласии со смыслом пункта 2.
5. Произведена классификация ступенных, функциональных и гармонических секвенций и оборотов, рядов и введена специальная терминология для такой классификации.
6. Вводится понятие “функциональный вводный блок” как наименование основной группы функций, согласующейся сзакономерностями квинтового круга.
7. Применяются так называемые замены аккордов, допускающие бифункциональную трактовку.
8. За ладовый инвариант принят ионийский мажор, и все альтерации рассматриваются и обозначаются относительно ступенной структуры этого лада.
9. Для гармонизации с целью упрощения восприятия материала применяются только септаккорды и только в тесном расположении. Другие расположения используются в упражнениях по курсу.
10. Замены аккордов позволяют в дополнение к традициям построить гармонию в основном виде септаккордов, что типично для джаза.

В пособии рассматривается функциональная гармония, базирующаяся только на закономерностях квинтового круга, что следует рассматривать как намеренное ограничение объема сведений, необходимых для основательной начальной подготовки.

Голосоведение опирается на обычные классические нормы с единственным исключением: игнорируется запрет на параллельное движение, что вполне согласуется со взглядами, например, П. Хиндемита*.
Теория модуляции излагается наиболее близко к импровизационной практике, что, по мнению автора, нисколько не лишает эту теорию общности по отношению к европейской музыке вообще.

В обозначениях аккордов, особенно сложных (так называемых полиаккордов), до сих пор нет единой установившейся системы. В данной работе применяются обозначения, состоящие из четырех информационных полей (см. рисунок). Поле |предназначено для ступенного или буквенного символа. Поле 2 служит для указания тональных знаков альтерации. В поле 3 размещается обозначение основной структуры аккордов, и, наконец, в поле 4 располагаются обозначения “декоративной” части аккорда (альтерированные ступени, добавленные или пропущенные ступени). Таким образом, например, в указанных обозначениях аккорд малый мажорный ля-бемоль с пониженной квинтой будет записан так:

В заключение автор выражает глубокую благодарность доктору искусствоведения Юрию Николаевичу Холопову за критический анализ работы, целый ряд исключительно полезных рекомендаций и рецензирование.

Автор благодарит также кандидата педагогических наук Вячеслава Георгиевича Кузнецова за полезные методические советы. Автор благодарен Татьяне Александровне Диденко за ряд советов по изложению материала, исправление ошибок и ценные методические замечания. Автор благодарит также Юрия Ивановича Маркина, изучившего эту работу с критических позиций.

Автор выражает благодарность всем учащимся групп профессионалог, которые обучались в колледже и тем самым способствовали становлению курса на практике.

Особой благодарности автора заслуживает Наира Львовна Серапионянц, взявшая на себя огромный труд по адаптированию, практическому применению и корректировке курса в условиях преподавания для детей.

Автор будет благодарен всем читателям, которые сообщат ему свои критические замечания.

Ю. П. Козырев
Автор
SoundMain
Скачивания
152
Просмотры
1,598
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху