Ковалгин Ю. А., Борисенко А. В., Гензель Г. С. Акустические основы стереофонии

PDF Ковалгин Ю. А., Борисенко А. В., Гензель Г. С. Акустические основы стереофонии М.: Связь, 1978.— 336 с., ил.

Автор книги
Борисенко А. В., Гензель Г. С., Ковалгин Ю. А.
1444858302_1111.jpg


В книге рассматриваются сущность стереофонического эффекта, создаваемого при воспроизведении вещательных сигналов в малых помещениях типа жилой комнаты, особенности проектирования акустических систем с расширенной зоной стереовосприятия и результаты их субъективных испытаний, структурные схемы и возможности квадрафонических систем.

Книга предназначена инженерно-техническим работникам в области электроакустики и радиовещания, психологии и физиологии слуха, а также может быть полезной студентам старших курсов институтов связи.

Предисловие

В принятом XXV съездом КПСС программном документе «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» в качестве одной из основных мер социального развития и повышения уровня жизни народа предусмотрено «дальнейшее развитие 'телевидения и радиовещания, (более широкое внедрение цветного телевидения и стереофонического радиовещания».

(Стереофоническое воспроизведение звука получило большое признание у широкого (круга любителей (музыки. С каждым годом совершенствуется техническая база (стереофонического вещания, улучшаются форма и организация, а также продолжительность стереофонических передач, неизменно растет выпуск бытовой стереофонической аппаратуры различного класса и назначения. В отличие от звукового кино и многоканальных систем звукоусиления в концертных залах, в радиовещании число каналов передачи сигналов ограничено техническими возможностями и к тому же воспроизведение их осуществляется в жилой комнате, резко отличающейся по своим акустическим свойствам от радиовещательной студии.

Успехи в развитии отечественной стереофонии являются результатом достижений большого числа специалистов, работающих в области акустики и радиовещания, психологии и физиологии слуха, электроники.

Первые опыты широкой демонстрации преимуществ трехканального стереофонического звучания в СССР были осуществлены в 1935 г. в Москве, в Доме Союзов под руководством проф. И. Е. Горона. Они произвели сильное впечатление на слушателей и создали необходимые предпосылки для развития этой области техники. В настоящее время проводятся многие теоретические и экспериментальные исследования, позволяющие совершенствовать системы стереозаписи и вещания, разрабатываются нормы на параметры стереоканалов.

Основы теории и методы реализации многоканальных стереофонических систем для целей звукового кино и звукоусиления в концертных залах разработаны В. В. Фурдуевым.

Глубокое изучение принципов полярной модуляции и возможности ее применения позволили Л. М. Кононовичу реализовать модуляторы и передатчики, используемые в настоящее время в стереофоническом вещании. Под его руководством разработаны также высокочастотные тракты комплекса отечественной аппаратуры для квадрафонического радиовещания.

Значительный вклад в развитие теории и практики стереофонии внесли работы, выполненные Б. А. Адаженко, Б. Г. Белкиным, И. Г. Дрейзеном, П. М. Жмуригным, А. П. Ефимовым, В. С. Маньковским, П. Г. Тагефом

В СССР за последнее десятилетие накоплен значительный опыт в области стереофонии, однако опубликованной литературы недостаточно, несмотря на то, что потребность в ней специалистов, занимающихся разработкой и эксплуатацией этого нового вида аппаратуры, огромна.

B настоящее время в опубликованной литературе достаточно подробно изложены вопросы, связанные с особенностями построения и эксплуатации высокочастотного тракта стереофонического радиовещания, с разработкой норм на параметры стереоканалов и с изложением методов звукорежиссерской обработки материала при создании стереофонических программ.

Психофизиологические же особенности слухового восприятия стереофонического звучания, воспроизводимого в жилом помещении радиослушателя, сущность получаемого в этих условиях стереофонического эффекта, особенности разработки акустических систем для стереофонии и методы оценки их качества, возможности квадрафонических систем обсуждались лишь в ряде журнальных статей, малодоступных широкому кругу читателей. Кроме того, даже специалистам порой трудно разобраться в этих публикациях: отдельные авторы пользуются совершенно разной терминологией, приводимые ими результаты порой принципиально расходятся. Все это несомненно затрудняет использование этих материалов при разработке новых более совершенных образцов стереофонического оборудования.

Предлагаемая книга имеет своей целью восполнить этот пробел. В ней нашли отражение не только результаты более чем десятилетних исследований авторов, посвященных рассмотрению акустических основ стереофонии, но также систематизированы и проанализированы сведения разрозненных публикаций, имеющихся в этой области техники.

Многие результаты получены авторами методом субъективно-статистических экспертиз. При этом для тех разновидностей экспертиз, где нет специального пояснения, общее число экспертопоказаний выбрано исходя из условия получения доверительного интервала ±0,05 при достоверности не менее 0,95. Методика проведения экспертиз и применяемая при этом аппаратура изложены отдельно для каждого частного случая.

Авторы стремились к тому, чтобы изложенный в книге материал оказался полезен не только для исследователей, занимающихся изучением проблем стереофонии и пространственного слуха, но также для специалистов, обеспечивающих разработку и эксплуатацию стереофонического оборудования как студийного, так и бытового назначения.

Авторы выражают глубокую признательность Б. Я. Меерзону за тщательный просмотр рукописи и ценные замечания, способствовавшие улучшению книги. Отзывы о книге просим направлять в издательство «Связь»: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, 2.
Автор
artscripts
Скачивания
3
Просмотры
47
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Другие ресурсы пользователя artscripts

Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей

Библиотека собирает всю информацию из открытых источников и предоставляет материалы только для ознакомительных целей.

© Soundmain.ru Сентябрь 2020 г.

Информационный ресурс soundmain.ru является общедоступным для пользователей и осуществляет свою деятельность c соблюдением действующего законодательства РФ.

Администрация soundmain.ru не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на ресурсе soundmain.ru информацию.

Администрация ресурса отрицательно относится к нарушению авторских прав на информационном ресурсе soundmain.ru.


Soundmain - Студия звукозаписи, информационный интернет-сайт.

184230 Российская Федерация, Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко 5

Контакты: +7 921 150 28 24 info@soundmain.ru

Посмотреть на карте

Звукорежиссер помогает сделать из творческого произведения "продукт", который передает заложенную автором идею слушателю. Фактически, этот специалист является связующим звеном между творчеством и технологиями, без него не обходится ни один концерт, кинофильм, театральное представление или шоу.

Звукорежиссер должен понимать акустику и физику звука, в чем могут хорошо помочь такие книги по звукорежиссуре: Modern Recording Techniques (Дэвид Майлс Хубер), Mixing Secrets For The Small Studio (Майк Сеньйор), The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording, Engineering And Production (Дэвид Гибсон), The Recording Engineer’s Handbook (Бобби Овсински);

Кроме этого, не забывайте читать статьи для звукорежиссеров, где можно почерпнуть не только информацию, но и некоторые хитрости опытных специалистов.