- Автор книги по теме гармония - теория
- Кюрегян Т.С.
- Москва Ю.В.
- Холопов Ю.Н.
Сборник включает в себя научные статьи по григорианике, нотный раздел и переводы латинских текстов нотного раздела на русский язык.
Представленные в сборнике материалы могут быть использованы в вузовских курсах анализа музыкальных произведений, гармонии и истории зарубежной музыки.
ОТ АВТОРОВ
Предлагаемое учебное пособие посвящено григорианскому хоралу. Необходимость данного пособия определяется характерным для нашей страны и недопустимым (хотя исторически объяснимым) «перепадом величин»: степень знакомства российских музыкантов с григорианикой — как правило, минимальная — не соизмерима с той огромной ролью, которая принадлежит этому явлению в западноевропейской культуре. Григорианский хорал «не звучит» в общественном музыкальном сознании россиян и, как следствие, не осмыслен.
Данное издание призвано стимулировать оба эти процесса. Оно состоит из пяти частей: первые три включают теоретическое освещение разных аспектов григорианского хорала, четвертая — нотный материал, пятая — переводы латинских текстов нотного раздела на русский язык.
Три статьи теоретического отдела соотносятся следующим образом. Первая содержит краткое изложение (выполненное Т. Кюрегян) основных положений монографии о хорале В. Апеля (видного специалиста в разных областях старинной музыки) и дает общую картину григорианского хорала. Две другие (Ю.Холопова и Ю.Москвы) представляют собой оригинальные отечественные исследования мессы и оффиция.
Поскольку терминология по григорианскому хоралу на русском языке еще не устоялась, в представленных материалах имеются некоторые расхождения в наименованиях и написаниях (григорианский и грегорианский, трактус и тракт). Во избежание поспешного (и потому, возможно, ошибочного) утверждения того или иного варианта авторы сознательно отказались от попытки унификации в надежде, что со временем в отечественном музыкознании произойдет «естественный отбор» лучших вариантов.
Нотный раздел издания включает музыкальный материал основных католических служб — оффиция, мессы, реквиема, а также подборку песнопений отдельных жанров, входящих в эти службы.
В заключение дан перевод всех текстов нотного раздела, выполненный Ю. Москвой под редакцией М. С. Шаровой. Поскольку григорианский хорал принципиально невозможно исполнить на русском языке без искажения его ритма и динамики (последние зависят от словесных и смысловых акцентов, полное сохранение которых при переводе на русский представляется нереальной задачей), целью предлагаемого пере+ вода была точная (хотя и не буквальная) передача смысла текста.