Катуар Г.Л. Теоретический курс гармонии | Soundmain
Катуар Г.Л. Теоретический курс гармонии

PDF Катуар Г.Л. Теоретический курс гармонии М.: Музыкальный сектор, 1924. — 200 с.

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Катуар Г.Л.
1870419


Введение

Курс гармонии, обычно входящий в программу наших музыкальных школ сводится исключительно к практическому изучению этой дисциплины: ученик вводится постеленно в круг некоторых, наиболее часто встречающихся аккордов и ему предлагается ряд упражнений в наиболее складном применении этих аккордов, в наиболее естественном, чаще всего встречаемом сочетании их между собой. Тут говорится только о некоторых аккордах и совершенно умалчивается о многих других, правда, реже встречающихся, но тем не менее вполне возможных; далее, ни слова не говорится о происхождении, образовании аккордов, их взаимоотношеннии, исполняемых ими функциях, наконец о возможности дальнейшего обогащения круга гармоний. Поэтому все распространенные у нас учебники гармонии совершенно правильно именуются „руководствами к практическому изучению гармонии“, Но ясно, что такое изучение гармонии не полно и далеко не исчерпывает этой дисциплины во всех ее видах.

В предлагаемом курсе гармонии мы сделаем попытку заполнить этот пробел: мы постараемся построить систему, объединяющую существующие В нашей музыке аккорды, объяснить их происхождение, их взаимную связь, их функциональное значение и усмотреть возможность их дальнейшего обогащения.

В противопеложность вышеупомянутым учебникам такой курс можно назвать теоретическим. Предлагаемый теоретически обоснованный анализ явлений гармонического мира, освященный рядом литературных примеров, должен дать нам ключ к толкованию самых сложных гармоний не только старой, но и новейшей музыки, поскольку конечно последняя не противоречит незыблемым принципам, несомненно лежащим в основе нашего искусства и тем самым не нарушает музыкальной логики.

В основу настояшего труда легли некоторые положения, почерпнутые автором из сочинения по гармонии Геварта из этой: же ценной книги заимствован отчасти спобоб обозначения аккордов, а также многие литературные примеры. Тем не менее автор полагает, что во многих ‹отношениях его работа носит характер и вполне самостоятельный. Удалось ли ему пролить хоть некоторый свет на сложные явления гармонического мира, предоставляется судить читателю.

Чтению предлагаемого курса должно предшествовать. знакомство с гармонией в пределах наших практических учебников.

Содержание

Минорная система

Натуральный минор. Применение натурального минора. Трезвучия натурального минора. Септаккорды натурального минора. Гармонический и мелодический минор и мажор.

Мажоро-минорная десятитонная система
Интервалы мажорно-минорной системы. Трезвучия мажоро-минорной системы. Диссонирующие аккорды мажоро-минорной системы. Доминантная группа. Субдоминантная группа. Тоническая группа аккордов.

Хроматическая система
Диатонические интервалы и аккорды хроматической системы. Трезвучия хроматической системы. Мажорные трезвучия в сторону бемолей. Минорные трезвучия в сторону бемолей. Мажорные трезвучия в сторону диезов. Минорные трезвучия в сторону диезов. Мажоро-минорные хроматические интервалы и аккорды. Применение хроматически измененных аккордов взамен или в связи с диатоническими. Ложные трезвучия.

Новые интервалы и аккорды хроматической системы
Аккорды U1,2. Аккорды J1. Ультрахроматические интервалы и аккорды

О секвенциях
Диатонические секвенции. Модулирующие секвенции. Нисходящие модулирующие секвенции. Восходящие модулирующие секвенции. Средитональные модулирующие секвенции. Органный пункт.

Побочные тоны. Случайные аккорды и случайные сочетания
О гармонических сочетаниях, образуемых побочными тонами. Побочные тоны при неизменной гармонической функции. Побочные тоны в момент образования нового функционального аккорда. Нисходящие задержания. Восходящие задержания. Задержание в противоположном движении в разных голосах.

Теория модуляции
Способы модуляции. Модуляции через общие аккорды. Трезвучие как общий аккорд при модуляции.

Модуляция через общие аккорды (продолжение)
Диссонирующие аккорды как общие аккорды при модуляции. Уменьшенное трезвучие как общий аккорд при модуляции. Увеличенное трезвучие как общий аккорд при модуляции. Септаккорды как общие аккорды при модуляции. Модуляции через энгармонизм.

О свойствах модуляций в связи с исполняемыми ими функциями
Средитональные отклонения. Модуляции, устанавливающие новый, временно господствующий строй.
Опечатки
Автор
SoundMain
Скачивания
195
Просмотры
1,947
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху