PDF - Карастоянов А. Полифоническая гармония: гармония в практике композитора
Карастоянов А. Полифоническая гармония: гармония в практике композитора

PDF Карастоянов А. Полифоническая гармония: гармония в практике композитора ИЗДАТЕЛЬСТВО МУЗЫКА • МОСКВА • 1964

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Карастоянов А.
RGUB-BIBL-0000241719-large.jpg


Предисловие

При изучении особенностей развития музыкального искусства различных эпох от его зарождения ло наших дней мы замечаем закономерный ряд непрерывно следующих одно за другим изменений — музыкально-выразительных средств. В процессе исторического развития постоянно появляются новые приемы, новые гармонии, новые и часто все более сложные звукосочетания. Эти новые выразительные средства проникают в музыкальную практику наряду с уже известными и постепенно закрепляются в ней.

Каждый композитор, стремясь дать возможно более убеднтельное выражение идей и эмоционального строя, характерных для его эпохи, открывает и применяет, сообразно со своими возможностями, новые выразительные формы и тем самым движет вперед развитие музыки. Часто новое в стиле данного автора проявляется не в употреблении какого-либо нового выразительного средства, а в переосмыслении уже известного, раскрытии новых практических возможностей его применения. В сущности, новое музыкальное выразительное средство возникает не как результат каприза композитора, а лишь тогда, когда уже объективно созрела необходимость его появления, когда новое идейное и эмоциональное содержание может получить художественное воплощение только при помощи данного средства.

Непрестанное искание композиторами новых возможностей музыкального языка в процессе практики неразрывно связано с усвоением и дальнейшим развитием известных приемов. Эти два момента характеризуют сущность истории музыкального искусства, непосредственную преемственную связь между различными эпохами.

В настоящем труде «Полифоническая гармония» автор ставит своей целью объяснить те полифонические закономерности, посредством которых можно оживить голоса данной гармонии до такой степени, чтобы они приобрели мелодическую самостоятельность. Если вслушаться, например, в музыку И. С. Баха, можно без труда открыть в ней как сложный комплекс одновременно звучащих мелодий, так и заложенную в основе всего гармонию. Историческое развитие музыкального искусства показывает, что гармония и полифония развивались в единстве и что их разделение практически невозможно Поэтому композиторы различных эпох, в зависимости от своих творческих намерений, давали лишь перевес то одному, то другому принципу многоголосия. Введение практики генерал-баса направило музыкантов по новому пути — под нотным текстом данной или сочиненной мелодии записывали основную гармонию, выраженную посредством цифрованного баса, который затем реализовывали в звуках. Хорошие музыканты отличались именно тем, что в их исполнении отдельные голоса сопровождения двигались свободно и согласовывались так, что давали особо интересные гармонические сочетания - результат употребления различных видов диссонансов и полифонизации голосов. Эпоха цифрованного баса выдвигает ряд выдающихся мастеров в этом отношении Среди них И. С. Бах признан непрерзойденным. Его ученик Мицлер пишет: «Тот, кто хочет понять тонкости цифрованного баса и понять, что значит превосходно аккомпанировать, должен услышать великого Иоганна Себастьяна Баха, который аккомпанирует по любому цифрованному басу так, что можно подумать, будто это концерт, тщательно и предварительно подготовленный...»'. Эта маленькая цитата, характеризующая великое искусство Баха, определяет и то единство, которое связывает в композиторской практике два принципа - гармонический и полифонический. Здесь, в сущности, проявляется один из коренных методов музыкального мышления композиторов той эпохи. Именно этот синтетический метод положен в основу настоящего труда, так как мы считаем его чрезвычайно подходящим для нашей цели. С его помощью можно свести сложные гармонические и полифонические формы к их простейшим формулам — трезвучию и мелодической фигуре.

При изложении материала этой книги автор ограничился рассмотрением тех явлений в гармонии и в контрастной полифонии, которые не получили достаточного развития в различных руководствах по гармочии и полифонии, но которые часто встречаются в композиторской практике, Каждый композитор предпочитает те или иные гармонические и полифонические средства: в его творческом преломлении они приобретают более или менее своеобразный облик и характеризуют особенности стиля. Одновременно с этим мы часто открываем в творчестве композиторов и некоторые новые практически разработанные гармонические и полифонические приемы, что способствует обогащению и расширению музыкальных выразительных средств. Примеры, данные в этом труде и имеющие самые различные гармонические формы, подсказаны автору именно творчеством мастеров композиции. Эти формы, взятые как идея, автор в дальнейшем изложил в виде четырехголосия, всесторонне исследовал их и, наконец, систематизировал с тем, чтобы теоретически раскрыть их возможноети и представить в виде, пригодном для практического освоения.

Необходимо отметить, что изучающие этот труд должны предварительно хорошо познакомиться с основными проблемами гармонии и полифонии. Автор надеется, что его труд поможет молодым композиторам, музыковедам и музыкантам других специальностей расширить свои теоретические познания и практические навыки, а в дальнейшем — посредством анализа вникнуть глубже в произведения великих мастеров.
Автор
SoundMain
Скачивания
88
Просмотры
1,869
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху