Карастоянов А. Полифоническая гармония: гармония в практике композитора | Soundmain
Карастоянов А. Полифоническая гармония: гармония в практике композитора

PDF Карастоянов А. Полифоническая гармония: гармония в практике композитора ИЗДАТЕЛЬСТВО МУЗЫКА • МОСКВА • 1964

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Карастоянов А.
RGUB BIBL 0000241719 large


Предисловие

При изучении особенностей развития музыкального искусства различных эпох от его зарождения ло наших дней мы замечаем закономерный ряд непрерывно следующих одно за другим изменений — музыкально-выразительных средств. В процессе исторического развития постоянно появляются новые приемы, новые гармонии, новые и часто все более сложные звукосочетания. Эти новые выразительные средства проникают в музыкальную практику наряду с уже известными и постепенно закрепляются в ней.

Каждый композитор, стремясь дать возможно более убеднтельное выражение идей и эмоционального строя, характерных для его эпохи, открывает и применяет, сообразно со своими возможностями, новые выразительные формы и тем самым движет вперед развитие музыки. Часто новое в стиле данного автора проявляется не в употреблении какого-либо нового выразительного средства, а в переосмыслении уже известного, раскрытии новых практических возможностей его применения. В сущности, новое музыкальное выразительное средство возникает не как результат каприза композитора, а лишь тогда, когда уже объективно созрела необходимость его появления, когда новое идейное и эмоциональное содержание может получить художественное воплощение только при помощи данного средства.

Непрестанное искание композиторами новых возможностей музыкального языка в процессе практики неразрывно связано с усвоением и дальнейшим развитием известных приемов. Эти два момента характеризуют сущность истории музыкального искусства, непосредственную преемственную связь между различными эпохами.

В настоящем труде «Полифоническая гармония» автор ставит своей целью объяснить те полифонические закономерности, посредством которых можно оживить голоса данной гармонии до такой степени, чтобы они приобрели мелодическую самостоятельность. Если вслушаться, например, в музыку И. С. Баха, можно без труда открыть в ней как сложный комплекс одновременно звучащих мелодий, так и заложенную в основе всего гармонию. Историческое развитие музыкального искусства показывает, что гармония и полифония развивались в единстве и что их разделение практически невозможно Поэтому композиторы различных эпох, в зависимости от своих творческих намерений, давали лишь перевес то одному, то другому принципу многоголосия. Введение практики генерал-баса направило музыкантов по новому пути — под нотным текстом данной или сочиненной мелодии записывали основную гармонию, выраженную посредством цифрованного баса, который затем реализовывали в звуках. Хорошие музыканты отличались именно тем, что в их исполнении отдельные голоса сопровождения двигались свободно и согласовывались так, что давали особо интересные гармонические сочетания - результат употребления различных видов диссонансов и полифонизации голосов. Эпоха цифрованного баса выдвигает ряд выдающихся мастеров в этом отношении Среди них И. С. Бах признан непрерзойденным. Его ученик Мицлер пишет: «Тот, кто хочет понять тонкости цифрованного баса и понять, что значит превосходно аккомпанировать, должен услышать великого Иоганна Себастьяна Баха, который аккомпанирует по любому цифрованному басу так, что можно подумать, будто это концерт, тщательно и предварительно подготовленный...»'. Эта маленькая цитата, характеризующая великое искусство Баха, определяет и то единство, которое связывает в композиторской практике два принципа - гармонический и полифонический. Здесь, в сущности, проявляется один из коренных методов музыкального мышления композиторов той эпохи. Именно этот синтетический метод положен в основу настоящего труда, так как мы считаем его чрезвычайно подходящим для нашей цели. С его помощью можно свести сложные гармонические и полифонические формы к их простейшим формулам — трезвучию и мелодической фигуре.

При изложении материала этой книги автор ограничился рассмотрением тех явлений в гармонии и в контрастной полифонии, которые не получили достаточного развития в различных руководствах по гармочии и полифонии, но которые часто встречаются в композиторской практике, Каждый композитор предпочитает те или иные гармонические и полифонические средства: в его творческом преломлении они приобретают более или менее своеобразный облик и характеризуют особенности стиля. Одновременно с этим мы часто открываем в творчестве композиторов и некоторые новые практически разработанные гармонические и полифонические приемы, что способствует обогащению и расширению музыкальных выразительных средств. Примеры, данные в этом труде и имеющие самые различные гармонические формы, подсказаны автору именно творчеством мастеров композиции. Эти формы, взятые как идея, автор в дальнейшем изложил в виде четырехголосия, всесторонне исследовал их и, наконец, систематизировал с тем, чтобы теоретически раскрыть их возможноети и представить в виде, пригодном для практического освоения.

Необходимо отметить, что изучающие этот труд должны предварительно хорошо познакомиться с основными проблемами гармонии и полифонии. Автор надеется, что его труд поможет молодым композиторам, музыковедам и музыкантам других специальностей расширить свои теоретические познания и практические навыки, а в дальнейшем — посредством анализа вникнуть глубже в произведения великих мастеров.
Автор
SoundMain
Скачивания
50
Просмотры
999
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху