Введение
Уважаемый читатель! Книга, предложенная вашему вниманию, посвящена вопросу создания музыкальных аранжировок и оригинальных сочинений и адресована как тем, кто уже занимается этим какое-то время, так и тем, кто впервые решил реализовать свои творческие возможности с помощью компьютера. Автор стремился к тому, чтобы излагаемый материал был полезен как начинающим музыкантам, так и достаточно широкому кругу профессионалов.
Часто начинающий музыкант не задумывается над теоретическими проблемами, он просто "творит". И правильно, ну для чего ему теория музыки и гармония? Кому нужны рассуждения о возможностях отдельных инструментов, штрихах и прочей мелочи? Какая разница, в каком диапазоне будет звучать труба или виолончель? Ну и что с того, если вдруг тромбоны заиграют аккордовые пассажи в низком регистре? Автор на все имеет право. Это, конечно, правильно, но есть еще и слушатель. В конечном счете, если вам необходимо выразить свою мысль публично, то выражать ее нужно на каком-то определенном языке, который имеет свои правила орфографии, синтаксиса и т. д. Иначе вас просто не поймут. Казалось бы, ну что особенно сложного в том, чтобы "набрать" музыку в одном из музыкальных конструкторов типа DANCE MACHINE или ему подобных? Это, на самом деле, достаточно просто. Вот только возникает вопрос, какое отношение данное действие имеет к музыке? Скажем определенно – никакого. Вообще программы подобного типа существуют для того, чтобы составлять мелодико-ритмические композиции для определенных целей. Или, как принято говорить, "музыку для ног". Хотя надо заметить, что серьезную танцевальную музыку назвать "музыкой для ног" нельзя и пишут ее в совершенно других программах очень серьезные и грамотные музыканты.
На сегодняшний день для музыканта, пишущего для какого-либо коллектива или конкретных исполнителей, актуальным вопросом стал вопрос персональной музыкальной студии. Развитие современной компьютерной техники позволяет практически любому музыканту иметь персональную виртуальную студию за не очень большие деньги. Чем отличается студия виртуальная от невиртуальной? В обычной, невиртуальной студии каждый из этапов обработки и записи звука происходит на отдельном устройстве (секвенсоре, цифровом магнитофоне, обработчике сигналов и т. д.). Виртуальная студия – это "33 удовольствия" в одном флаконе. Конечно, это вызывает определенные сомнения, но вот здесь и нужно разобраться. Программные продукты, предназначенные для реализации виртуальной студии, можно условно разделить на три основные группы.
- Программы, которые в принципе сами называются виртуальной студией: Cubase Audio VST, Emagic Logic Audio, Cakewalk Pro Audio (это лучшие программы). Первая из них наиболее широко используется в профессиональных студиях. Каждая из перечисленных программ является вполне законченной и профессиональной. Необходимо учесть, что эти названные программы требуют достаточно больших ресурсов памяти ОЗУ.
- Очень важная группа программ – аудиоредакторы: Sound Forge, Wave Lab, Cool Edit Pro, Samplitude и некоторые другие. Данные программы позволяют обрабатывать аудиосигнал более эффективно, чем предыдущая группа.
- Эта группа достаточно многочисленна и состоит из добавочных модулей (plug-in) в форматах VST и DirectX, которые предназначены для обработки звука, и " эмуляторов", т. е. программ, которые копируют работу многих физических устройств, например синтезаторов, семплеров и т. п.
Теперь перечислим вопросы, которые мы можем решить с помощью нашей персональной студии:
- сочинение мелодии и гармонии;
- сочинение ритмических рисунков;
- выбор звуков по партиям;
- запись аудиотреков с "живыми инструментами";
- балансировка или микширование записанных треков;
- перевод MIDI-треков в AUDIO;
- обработка аудиотреков нужными эффектами;
- основное микширование, т. е. сведение многоканальной фонограммы в стереопару или мастер-трек;
- премастеринг, иначе говоря, обработка мастер-трека;
- мастеринг: объединение отдельных номеров в альбом, балансировка по спектру, балансировка по громкости, заключительная обработка всего проекта;
- запись на носитель (CD).
Очень важный момент, особенно для начинающего музыканта, – это выбор конфигурации вашей персональной студии. И начать, естественно, необходимо с конфигурации вашего компьютера. Есть два минимальных варианта.
- Если вы собираетесь работать только с MIDI-информацией, то вам достаточно, будет следующей конфигурации: Pentium 166 ММХ, ОЗУ – 32 (64) Мбайт, винчестер – от 1 Гбайт, звуковая плата из серии SB Live. В такой конфигурации можно записать и аудиотреки, но их обработка в режиме реального времени будет практически невозможна.
- Если же вы хотите иметь полноценную персональную студию, на которой, кроме MIDI-информации, собираетесь записывать голос и живые инструменты, конфигурация должна выглядеть иначе: вам будет необходим процессор с тактовой частотой не менее 300-350 МГц, ОЗУ – не менее 128 Мбайт, винчестер – от 4 Гбайт. Звуковая карта может быть из той же серии, что и в предыдущей конфигурации. Также необходимо иметь микшерский пульт (6-8 каналов) с возможностью подключения к нему внешних приборов "в разрыв" и пару Хороших микрофонов. К этому списку необходимо добавить цифровой магнитофон или пишущий CD-рекордер (что дешевле).
В главе 2 рассказывается о работе на синтезаторах серии PSR, которые очень популярны среди музыкантов, как профессионалов, так и любителей. У этих инструментов удобный, дружественный интерфейс, они достаточно просты в обращении. Инструменты последнего поколения этой серии имеют достаточно неплохие тембры, встроенные цифровые обработчики сигнала, внутренний секвенсор большой емкости, возможность записать проделанную работу на флоппи-диск и еще многое, о чем вы узнаете, прочитав соответствующую главу книги.