PDF - Гуляницкая Н.С. Гармония и методы рационализации в музыке 50-х | Soundmain
Гуляницкая Н.С. Гармония и методы рационализации в музыке 50-х

PDF Гуляницкая Н.С. Гармония и методы рационализации в музыке 50-х М., 1982, с. 54

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Гуляницкая Н. С.
        50



В лекции дана интерпретация и критика сериализма в зарубежной музыке 50-х годов на примере европейских композиторов. Лекция предназначена для студентов музыкальных вузов.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГМПИ им. Гнесиных

Предисловие

Наука о художественном процессе, социальном бытии культурн, о языке произведений искусства ставит перед специяхистами тех или иных конкретных наук ряд серьезных проблем, решение которых оказывается особенно сложным в связи с восприятием, анализом и оценкой современных феноменов. Целый ряд вопросов поднимался в трудах советских и зарубежных ученых и композиторов, однако некоторые аспекты еще не получили достаточного освещения и разработки.

В музыке ХХ века - в значительной мере в связи с НР и ее "последствиями" - известное распространение получили особые рациональные и ультрарациональные методы композиции, возникшие примерно в одно и то же время в разных странах - Франции, США, ФРГ, Италии и др. Теперь стало ясно - и композиторам, и критикам - что "авангардность" этой техники не только не оправдалась, но и полностью изжила себя, и ретроспективный взгляд может оказаться небесполезным в определении того или иного типа художестве иной концепции - ее смысла и ценности. Это важно для теоретической историй искусства, для психологии искусства и теории художественного восприятия, для теории и методологии художественной критики - словом, целого ряда областей эстетики, в том числе музыкальной, обслуживающих и художественное творчество, и его потребителей.

В данной лекции мы поставили перед собой цель дать интерпретацию и оценку одного из достаточно заметных и влиятельных направлений в современном зарубежном искусстве - сериализма, особенно "тотального сериализма". Специально нас будет интересовать судьба гармонии в контекстах нового типа.
Сложность и противоречивость объекта исследования, неразработанность методологического аппарата, отсутствие критического анализа, отвечающего современным требованиям эстетико-теоретического научного знания, - все это создает особые трудности для решения проблемы.

Ограничивая тему и методы, мы не ставим цели сполна раскрыть смысл и значение внешних связей предмета, а рассматривая внутренние структурные связи, сосредоточимся не на всех "узлах". Это тема специального исследования. Кроме того, ограничения коснутся и материала: в центре внимания — определенный период творчества одного из лидеров "европейского сериализмау К.Штокхаузена, о котором зарубежные исследователи пишут: "Наиболее влиятельным“ архитектороми теоретиком европейского сериализма был и остается Карлхайнц Штокхаузен" (25, р.149)

В подходе к этому сложному и противоречивому феномену, находящемуся в русле поствеберновских "авангардных" течений, важно применить опрецеленную методологию, сложившуюся в современной отечественной эстетической литературе. "Важнейшей проблемой ценностного исследования произведения, - пишет Борев, - является органическое сочетание ценностного анализа с интерпретационным" (1, с.38).

Вследствие необходимости критического осмысления этого материала (а также малой доступности музыкальных и литературных источников) автор собственно гармонические вопросы предваряет
не гармоническими, необходимыми, с его точки зрения, для более объемного представления, для подступа к основной задаче.

Отсюда трехчастная структура лекции: от общей характеристики авангардного искусства - к понятию и технике сериализма - и далее к анализу сериальности, включая гармонию К.Штокхаузена на примере определенного периода творчества (в заключение ставятся более общие вопросы сериальной гармонии). Предполагается, что материал лекции может быть использован в различных курсах музыковедческого цикла. При этом необходимы "контакты" с музыкальным материалом (особенно в звукозаписи).

Автор выражает глубокую признательность всем, кто читал работу в стадии ее подготовки - коллегам по кафедре (в частности кандидату искусствоведения Т.Е.Лейе, и.о. доцента А.И.Астахову) и, особенно, рецензентам, высказавшим научно обоснованную критику, - кандидату искусствоведения, доценту С.И.Савенко и В.М.Цендровскому. Автор будет благодарен всем, кто по прочтении лекции выскажет замечания и предложения.
Автор
SoundMain
Скачивания
37
Просмотры
1,715
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху