- Автор учебного пособия
- Гитис М. И.
- Харченко С. В.
- Янова Е. А.
В данном учебном пособии показана роль технологического процесса первичной записи звука в общей технологии создания звукового образа в производстве аудиовизуальных программ; определяются основные технические средства, с помощью которых возможна реализация этого процесса.
Пособие предназначено для студентов дневного, вечернего и заочного отделений, обучающихся по специальности 55.05.02 (070701.65) – Звукорежиссура аудиовизуальных искусств, по направлению подготовки 11.03.01 (210400.62) – Радиотехника.
ПРЕДИСЛОВИЕ
На сегодняшний день кинофильмы с монофонической фонограммой не имеют никаких шансов на какой-либо коммерческий успех, а тем более – на демонстрацию в рамках зарубежных кинофестивалей и продажу за рубеж.
Большая часть киноматериала в стереофоническом кинематографе снимается с синхронной чистовой звукозаписью.
Такую возможность дают:
• малошумящие или забоксированные камеры;
• «тихий свет» (осветительные приборы с низким уровнем собственных шумов).
Многомикрофонная комбинированная звукозапись, с одной стороны, позволяет максимально реализовать абсолютную достоверность действия на объекте, донести все естественные интонации актеров в момент съемки, естественность реальных фонов и акустики там, где они нужны, а с другой стороны – дает серьезную экономию средств и времени, необходимых для дополнительного озвучивания отснятого материала.
Запись звука, проводимая одновременно со съемкой изображения, связана с дополнительными сложностями для съемочной группы.
Например:
• микрофон, размещенный близко к актеру, может попасть в кадр или дать видимые в кадре тени;
• применение при съемках короткофокусной оптики требует приближения киносъемочного аппарата к актеру, а следовательно, и к микрофону, что может привести к зашумливанию записи посторонними звуками;
• осветительные приборы создают дополнительные шумы.
В результате у многих режиссеров складывается негативное отношение к записи чистового звука на съемочной площадке.
Творчество актера является синтетическим, и создание внешнего образа роли порой невозможно отделить от создания ее звукового образа. Поэтому в интересах художественного качества фильма следует стремиться к проведению полноценных синхронных записей звука, по крайней мере, в павильонах, и отказываться от них следует только тогда, когда провести записи невозможно.
Существует мнение, что последующее озвучивание – изобретение кинопроизводства советского времени. Это правильное суждение. В Голливуде запись чистовой фонограммы на площадке была естественным явлением. Данный процесс несколько облегчал работу актеру с точки зрения художественного и натурального звучания. Кроме того, экономический вопрос был не последним в выборе технологии чистовой записи звука.
Однако, если послушать фильмы, снятые в 50–70-х годах XX века в Советском Союзе, то качество звучания речи не может не вызвать профессионального удовлетворения работой актеров и звукорежиссеров. Что касается современного фильмопроизводства, то вопрос чистовой записи звука – это серьезная, многогранная проблема, где выбор аппаратов первичной записи звука является только частью ее.
В данном учебном пособии рассматриваются технические средства для записи первичной фонограммы на площадке, а также технологические особенности их применения в связи с целостным процессом производства аудиовизуальных программ.
Авторы пособия уже не один год преподают дисциплину «Технология производства первичных фонограмм» студентам специальности 070701.65 «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств», для которых написано данное пособие в первую очередь.
При введении стандарта ФЗОГ-3 материал пособия рекомендуется для изучения также студентам направления подготовки 210400.62 «Радиотехника» (специализация «Аудиовизуальная техника»).
Авторы выражают благодарность за помощь в работе над рукописью выпускнице СПбГУКиТ Храмцовой И. М.