Формы музыкальных произведений. Холопова В.Н.

PDF Формы музыкальных произведений. Холопова В.Н. СПб.: 2001. — 496 с

1010344437.jpg


Учебное пособие написано известным музыкальным ученым и педагогом, доктором искусствоведения профессором В. Н. Холоповой, с 30-летним опытом преподавания курса "Анализ музыкальных произведений" и "Музыкальная форма", главную особенность составляет охват в одной книге всей истории музыкальных форм европейской музыки, от средневековья до конца XX века, и в этом отношении данное пособие не имеет себе аналогов. Другую особенность образует выведение на первый план не инструментальных, а вокальных форм: "григорианский хорал", знаменный распев, светские формы средневековья и Возрождения, мадригал XVI века, хоровой концерт, кантата, ария барокко, опера. Впервые вводится глава о музыкальных формах балета, музыке XX века посвящаются две специальные главы.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 12
Список сокращений 13
Часть первая. КЛАССИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ 13
Глава I. Введение 13
Глава II. Вокальные формы 15
1. Историческое место вокальных форм 15
2. Содержательное и композиционное взаимодействие 16
3. Метод анализа вокальных произведений 18

План анализа вокальных произведений 18
4. Стихотворные формы и их отражение в музыке 20
Четырехстрочные строфы с перекрестной рифмой — ab ab: 21
Со смежной (парной)рифмой — aabb: 21
С опоясывающей (охватной, кольцевой)рифмой — abb a: 21
Многострочные формы 21
10 строчная строфа из двух взаимосвязанных терцетов и одного катрена — aab | ccb | deed 21
14-строчная «онегинская« строфа из трех четверостишиис перекрестной, смежной и опоясывающей рифмой,
замыкаемаядвустишием со смежной рифмой — ab ab|ccdd|effe|gg: 22
14-строчный сонет из двух взаимосвязанных катренов и двух взаимосвязанных терцетов — abba | abbs | cdc | dcd:
Пятистишие с неточной рифмой — ab a1 a1 b1: 22
1. С. Рахманинов. Всенощное бдение. №1. Приидите, поклонимся 25
5. Претворение классических инструментальных форм в вокальной музыке 25
2. А. Даргомыжский. Каменный гость. 2-й романс Лауры (А. Пушкин) 26
3. Ф. Шуберт. Песнь старца (Ф. Рюккерт) 27
Концентрическая форма 27
Сонатная форма, 28
Смешанные формы 28
Контрастно-составная форма 29
Циклы, циклические формы 29
6. Собственно вокальные формы. Классификация 29
4 а) П. Чайковский. Пиковая дама. Романс Поливы. 1-й куплет 30
б) 2-й куплет 30
в) 3-й куплет 30
Запевно-припевная вокальная форма, 31
5 а) В.А. Моцарт. Дон Жуан. №7 Дуэттино. ПП в экспозиции E-dur 32
б) ПП в репризе A-dur 32
6 а) М.Мусоргский. Песни и пляски смерти. №1 Колыбельная (А-Голенищев-Кутузов) 33
б) 33
7. Ф. Шуберт. Лесной царь (И.В. Гете) 34
8 а) Ф. Шуберт. Лесной царь (И.В. Гете, перевод В. Коломийцева) 34
б) 34
в) 34
9 а) С. Рахманинов. Весенние воды (Ф. Тютчев) 35
в) 35
г) 35
10. Н. Римский-Корсаков. Редеет облаков летучая града (А. Пушкин) 37
11. М.Мусоргский. Песни и пляски смерти. №4 Полководец (А,Голенищев-Кутузов) 38
12. М. Мусоргский. Полководец 38
Литература 39
Глава III. Классические инструментальные формы 39
1. Историческая роль классических форм. Эстетические принципы 39
2. Функции частей в музыкальной форме 39
3. Период 40
3.1. Метрический восьмитакт 40
14. Л. Бетховен. 20 соната для ф.-п., II ч 41
15. Ф. Шопен. Ноктюрн Es-dur op.9 №2 41
16 а) С. Прокофьев. Обручение в монастыре. Серенада Антонио 41
б) П. Чайковский. Чародейка. Ариозо Кумы 41
в) В. А. Моцарт. Свадьба Фигаро. Увертюра 42
г) С. Прокофьев. Война и мир 42
д) И. Гайдн. Квартет ор.76 №1, Менуэт 42
е) И. Гайдн. Квартет ор.71 №3,1ч 42
17. И. Гайдн. Квартет ор.64 №5, Менуэт 43
3.2. Классификация видов периода 43
3.3. Тонально-гармоническое строение периода 43
18. Л. Бетховен. «Весенняя» соната №5 для скрипки и ф.-п. Скерцо 44
19. Л. Бетховен. Квартет №8 ор. 59 №2, III ч 44
20. Ф. Шуберт. Зимний путь. У ручья 44
21. Ф. Шуберт. Соната B-dur, III ч 45
22. Л. Бетховен. 18 соната для ф.-п., Менуэт 45
Автор
artscripts
Скачивания
68
Просмотры
634
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Другие ресурсы пользователя artscripts

Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей

Библиотека собирает всю информацию из открытых источников и предоставляет материалы только для ознакомительных целей.

© Soundmain.ru Сентябрь 2020 г.

Информационный ресурс soundmain.ru является общедоступным для пользователей и осуществляет свою деятельность c соблюдением действующего законодательства РФ.

Администрация soundmain.ru не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на ресурсе soundmain.ru информацию.

Администрация ресурса отрицательно относится к нарушению авторских прав на информационном ресурсе soundmain.ru.


Soundmain - Студия звукозаписи, информационный интернет-сайт.

184230 Российская Федерация, Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко 5

Контакты: +7 921 150 28 24 info@soundmain.ru

Посмотреть на карте

Звукорежиссер помогает сделать из творческого произведения "продукт", который передает заложенную автором идею слушателю. Фактически, этот специалист является связующим звеном между творчеством и технологиями, без него не обходится ни один концерт, кинофильм, театральное представление или шоу.

Звукорежиссер должен понимать акустику и физику звука, в чем могут хорошо помочь такие книги по звукорежиссуре: Modern Recording Techniques (Дэвид Майлс Хубер), Mixing Secrets For The Small Studio (Майк Сеньйор), The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording, Engineering And Production (Дэвид Гибсон), The Recording Engineer’s Handbook (Бобби Овсински);

Кроме этого, не забывайте читать статьи для звукорежиссеров, где можно почерпнуть не только информацию, но и некоторые хитрости опытных специалистов.