- Автор книги
- Ефимова Н.Н.
В книге рассматриваются вопросы, связанные с творческой составляющей профессии «Звукорежиссер ТВ и РВ», даются практические рекомендации для работы со звуком в эфире. Основное внимание уделено приемам грамотного составления звуковой партитуры эфирных программ, работе со всеми составляющими понятия «звук» – музыкой, речью, шумами. Здесь также определены основные моменты слухового дискомфорта, возникающего при прослушивании и просматривании эфирных программ, и даны практические рекомендации по его устранению.
Для студентов, изучающих звукорежиссуру и музыкальное редактирование, а также специалистов в области теории экранных искусств и профессионального образования.
Предисловие
Передача звуковой информации с помощью технических средств играет в наш век огромную и все более возрастающую роль во всех областях социальной и общественной жизни, науки и культуры. Круг применяемых ныне технических устройств, предназначенных для приема, обработки, записи и передачи звука, поистине необъятен. Однако, каковы бы ни были эти устройства, будь то обычный телефон или сложнейший многоканальный звукотехнический комплекс, монопольным потребителем поставляемой ими «продукции» является орган слуха человека.
Причем если при непосредственном восприятии звука (например, музыки или спектакля) цепочка передачи звуковой информации состоит из двух звеньев: исполнитель–слушатель, то при прослушивании через электроакустический тракт в эту цепочку как важнейшее связующее звено входит звукорежиссер.
С помощью современных технических средств звукорежиссер должен передать слушателям как искусство исполнителя, так и ощущение окружающей обстановки (акустики зала или обстановку сценического действия). Однако при этом ему приходится учитывать специфику восприятия звука через динамик, помнить об отличиях такого прослушивания от натурального. Звуковую информацию звукорежиссеру приходится соответствующим образом обрабатывать. Разумеется, с этой задачей можно справиться только хорошо зная все законы звукопередачи и психофизиологии человеческого слуха.
Но это далеко не все, что должен уметь и знать звукорежиссер. Ведь недаром название профессии «звукорежиссер», т.е. «режиссер звука», зародившись много лет назад в студиях радиовещания и звукозаписи, телевидения, а затем, перекочевав и в киностудии, постепенно вытесняет слово «звукооператор», как не полностью отражающее существо работы специалиста, создающего звуковой образ кинофильма, режиссирующего и создающего, по сути, его новый электроакустический вариант, в чем-то отличный от исходного. Кстати, и на телевидении все реже можно услышать режущее слух, несколько уничижительное выражение – «звуковое сопровождение» изображения, совершенно не адекватно оценивающее «вес» звукового ряда передачи в ее общем восприятии.
Вот с таких позиций и надо рассматривать несомненную полезность предлагаемой книги Ефимовой Натальи Николаевны, в которой весьма подробно и убедительно затронуты те смежные проблемы, решать которые приходится звукорежиссеру телевидения и радио в процессе его повседневной работы над созданием вещательных передач. Преемственность опыта «маститых» создателей телевизионной продукции, оценка их наиболее удачных работ – основное достоинство книги, написанной понятным, доступным языком. Она, безусловно, будет интересна не только звукорежиссерам, режиссерам, но и всем, кого интересует творческий подход в работе со звуком в эфире.
Борис Меерзон
- Купить в Буквоеде
- https://www.bookvoed.ru/book?id=3653497
- Купить в Лабиринте
- salelabirint