- Автор книги по теме гармония - теория
- Долматов Н.А.
В учебном пособии изложение теоретического материала сочетается с практическими заданиями, включающими письменную гармонизацию и создание аккомпанимента к предлагаемым мелодиям, устные ответы на вопросы, игру на фортепиано гармонических схем и секвенций, а также примеры для гармонического анализа.
Пособие состоит из четырех частей: в первой даются основные правила классического голосоведения при соединении трехзвучных аккордов главных ступеней; вторая часть посвящена закономерностям неаккордовых звуков и т.д.; в третьей рассматривается процесс модулирования, а также постепенное усложнение гармонических средств; в четвертой — создание аккомпанимента и дальнейшее усложнение гармонических средств.
От автора
Мой молодой друг! Не верь людям, которые утверждают, что музыку можно создавать и исполнять, не зная ее закономерностей. В лучшем случае это приведет к дешевой популярности на уровне самодеятельности, ибо ничего путного без знания закономерностей искусства прошлого как в области исполнительства, так и в области новой музыки практически создать невозможно Вспомни знаменитую басню Крылова “Квартет”, мораль которой не потеряла своей актуальности и в настоящее время: “Чтоб музыкантом стать, так надобно уменье да уши ваших понежней!”
Не относись с предубеждением к мыслям и советам музыкантов старшего поколения, ведь они также думали о закономерностях и судьбе музыки. И то, что тебе сегодня кажется открытием, на самом деле давно уже открыто другими. А стоит ли заново изобретать велосипед? Не лучше ли его взять в том виде, как он есть, и совершенствовать в дальнейшем.
Создавая этот учебник, я стремился дать тебе возможность творческого подхода к изучению обычно слишком академичного курса, в меру возможностей приблизив его к реально звучащей музыке.
Не думай, что сводом правил я свяжу твою творческую инициативу. Правила, конечно, следует знать, без этого нет науки, но в пределах каждого, вновь осваиваемого, ты можешь проявить свою творческую индивидуальность. И, как сказал поэт. “Твори, выдумывай, пробуй!”
Учебник и твой педагог помогут тебе разобраться во всем мире музыки, понимать значение каждого звука и аккорда, и на этой основе ты сможешь воспроизводить и воспринимать музыку, отделяя “зерна от плевел”, что не так просто сделать в наше время, в потоке обилия музыкальной информации кино, радио и телевидения
Конечно, тебе придется потратить силы и время на освоение курса Что ж, на то она и учеба, но ведь она и является основным твоим занятием. Пусть изучение гармонии будет интересным и важным для тебя самого, так как без этого не может быть успешного ее усвоения.
Разреши мне как педагогу, имеющему значительный опыт в преподавании этого предмета, дать тебе несколько советов.
Вылолняй задание по гармонизации сидя за столом, но не за инструментом. Лишь после окончания работы исполни полученное произведение на инструменте. Отметь неважно звучащие моменты и подумай, почему они возникли После этого реши, как их можно исправить. Гармонизацию вначале выполняй карандашом, пропуская две пустые нотные строки ниже текста для исправления ошибок или иных вариантов решения, которые ты будешь делать после проверки задания учителем.
Перед тем как предлставишь работу учителю, обведи ноты чернилами В том варианте, в котором учитель указал на твои ошибки, никаких исправлений не делай. Сделав сноску, исправляй ошибку на двух оставленных снизу свободных нотоносцах. В противном случае ты не будешь видеть свои ошибки и в дальнейшем будешь допускать подобные.
Выполняя задание по игре на фортепиано, придерживайся в основном тесного расположения аккордов, исполняя три верхних голоса правой рукой, а бас — левой. Благодаря этому ты сможешь легко создавать любой аккомпанемент к мелодиям и свободно импровизировать Конечно, широкое расположение в некоторых моментах тоже может возникнуть Постарайся от него поскорей избавиться. При игре на фортепиано оно нужно только дирижерам и теоретикам, — пусть они этим и занимаются.
Играя на фортепиано одно из заданий учебника, не бойся повторить аккорд или в дальнейшем раскрасить его неаккордовыми звуками, доведя до величины целого такта. Это поможет тебе создать форму музыкального построения, без чего нет музыки.
Выучивай отдельные гармонические стереотипы соединения аккордов, которые ты можешь играть во всех тональностях, постепенно увеличивая их число Это поможет тебе в дальнейшем свободно импровизировать за фортепиано. Мысли по возможности не отдельными звуками, а целыми комплексами, которые ты сумеешь легко построить. Например: не ля — до-диез — ми — соль, а ля-мажорное трезвучие со звуком соль ит.п.
Подключи к игре на фортепиано свои музыкальные центры, для чего обязательно пой какой-либо из голосов. Без этого ты, подражая компьютеру, будешь вычислять только звуки аккордов.
Желаю тебе успешного освоения курса!
Н. Долматов
Предисловие
В настоящее время возникли некоторые расхождения в понимании слова “гармония”, ибо это слово имеет в переводе много различных значений: связь, закономерность, стройность, согласованность.
Гармонические качества присущи как всем явлениям природы и жизни, так и всем музыкальным, начиная от музыкальных звуков и их сочетаний до целых музыкальных произведений, соразмерности их частей, способов создания музыкальных образов, жанровых и стилистических закономерностей музыки и т.п.
Все музыкально-теоретические предметы, направленные на изучение закономерностей музыки, в той или иной мере используют термин “гармония”, по-разному трактуя его. Из-за этого он стал более расплывчатым и неопределенным.
Иногда его начинают понимать как стилистические и жанровые особенности музыки от древнейших времен до наших дней или как аккордику и особенности голосоведения в произведениях отдельных композиторов, чем учащиеся должны заниматься в курсе анализа музыкальных произведений, а также на уроках музыкальной литературы или истории музыки. Такой подход нревращает учебный курс гармонии в информационно-аналитический, от чего в значительной мере страдают практические знания и навыки учащихся, и это отрицательно сказывается на их успеваемости по другим предметам специального и теоретического циклов.
В учебном курсе, который назван “Гармония”, должны изучаться лишь общие, типичные закономерности гомофонно-гармонического склада, присущие классической и романтической музыке. Сюда следует отнести;
а) строение аккордов и их изложение в многоголосии:
6) функциональные связи аккордов и тональностей;
в) наиболее часто употребляемые последовательности аккордов в музыкальных построениях;
г) голосоведение при соединении аккордов;
д) вопросы создания аккомпанемента к заданной мелодии.
Попутно с этим могут изучаться, только по мере необходимости, некоторые простые формы музыкальных произведений, некоторые жанровые и стилистические черты и особенности музыкальных произведений. Вопросы же стилей и жанров музыки можно выделить в особый лекционно-аналитический раздел курса.