Дьячкова Л. С. Мелодика | Soundmain
Дьячкова Л. С. Мелодика: Учеб. пособие по курсу «Мелодика»

PDF Дьячкова Л. С. Мелодика: Учеб. пособие по курсу «Мелодика» ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1985. — 96 с.

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Дьячкова Л.С.

В пособии освещаются вопросы теории и истории феномена мелодики, систематизируются новые мелодические формы и явления в свете современных теоретических представлений, рассматривается их специфика в музыке XX века.

Пособие адресовано студентам историко-теоретико-композиторских и исполнительских факультетов музыкальных вузов.

Предисловие

Курс мелодики является одним из самых молодых в комплексе теоретических предметов музыкального вуза. Проблематика мелодики изучается студентами в рамках ряда дисциплин. Наиболее полно она разработана и представлена в курсе анализа (труды Л. Мазеля, В. Цуккермана, В. Бобровского, Е. Назайкинского, В. Холоповой, Ю. Холопова), а также в курсе полифонии (работы С. Скребкова, В. Протопопова, Ю. Евдокимовой).

В качестве самостоятельной дисциплины курс мелодики имеет свою специфику: наряду с общетеоретическими и историко-аналитическими вопросами он предполагает практическую работу студентов, ориентированную на принцип стилистического моделирования. Последнее обусловило разработку несколько иной, чем в курсе анализа, проблематики, в которой, наряду с вопросами стилистики, интонационной выразительности, значительное место занимают вопросы структуры и техники мотивно-мелодического развития. Специфика курса предполагает и более насыщенную информацию о развитии мелодических учений в нашей стране и за рубежом.

Опираясь на фундаментальные исследования в области мелодики в трудах Б. Асафьева и Л. Мазеля, мы сосредоточили основное внимание на новых малоразработанных явлениях современного мелоса, проблемы которого рассматриваются в свете теории и практики музыки XX века.

Поскольку подобный курс в учебной практике не имеет устоявшихся традиций, его проблематика, равно как и структура, могут варьироваться с учетом специфики того или иного факультета. Ограниченный объем работы не позволил обособить теоретическую и историческую части курса, как это происходит на практике. Этим же обусловлено отсутствие практических заданий на моделирование мелодических стилей.

Настоящее пособие адресовано студентам историко-теоретико-композиторских и исполнительских факультетов музыкальных вузов и может быть использовано педагогами в учебном процессе.

Введение

Проблемы мелодики относятся к фундаментальным в современном музыкознании. Они привлекают в наши дни внимание многих исследователей. Им посвящено большое число работ как в нашей стране (Б. Яворский, Б. Асафьев, Л. Мазель, Е. Ручьевская, М. Арановский, С. Григорьев, Ю. Холопов, Е. Назайкинский, В. Медушевский, В. Холопова, В. Задерацкий, В. Зак, М. Папуш, А. Милка и др.), так и за рубежом (Э. Курт, Э. Тох, П. Хиндемит, С. Сабольчи, А. Эдвардс, К. Дальхауз, Л. Абрагам, Д. Христов и др.).

Выделение вопросов мелодики в отдельную самостоятельную проблему обусловлено целым рядом причин. Одна из них связана с интенсивностью мелодических процессов в современной музыке, вызванных возрождением линеарных полифонических принципов мышления в художественной практике. Возросшая роль мелодического начала в формообразовании сказалась прежде всего в том, что мелодические принципы развития стали ведущими на всех уровнях композиционного целого. В связи с этим, освоение форм и средств выразительности современной музыки не может осуществляться без проблемного анализа современных мелодических принципов мышления.

Другая причина коренится в той особой роли, которая отводится мелодии в теории музыкального восприятия. В музыке XX века, отмеченной неслыханным плюрализмом, в условиях сосуществования разных стилей, направлений и течений, проблема восприятия является центральной. Согласно этой теории, музыкальное восприятие отличается мелодической активностью, организованностью и направленностью, и любая музыка воспринимается как мелодия (24). Сама же мелодия представляет собой определенный пласт эмоционально-образного содержания музыкального произведения. Эксперименты авангардного и поставангардного искусства особенно остро ставят во- прос о специфике мелодии и ее месте в системе выразительных средств.

Актуальность вопросов мелодики обусловлена также и тем значением, которое придается ей музыкальной эстетикой, социологией и музыкальной критикой. Традиция рассматривать мелодическое начало как основу реалистического искусства, важный критерий качества музыки любого жанра становится предметом острой полемики в связи со многими явлениями современной музыки: в наше время феномен мелодии «часто рассматривается только с оглядкой на прошлое, как нечто для нас недостижимое и более уже не обязательное» (20, с. 170). Поэтому исследование мелодики в ее живых и многообразных художественно-созидательных проявлениях — насущная потребность советского музыкознания.

Проблема мелодики в современной музыке имеет множество аспектов. Мы будем рассматривать ее с точки зрения системно-диалектических представлений, в тесной связи с новыми явлениями в области процессов современного художественного творчества, его тенденций и направлений. И хотя проявления мелодического начала практически безграничны, большинство современных исследователей видит свою задачу в том, «чтобы свести это многообразие к общим принципам» (77, с. 11). Именно с этих позиций в предлагаемой работе освещаются вопросы теории и истории мелодии, делается попытка осмысления и систематизации новых мелодических принципов в свете современных теоретических представлений, ставятся вопросы специфики мелодии в современной музыке. Мелодика рассматривается в контексте общих законо- мерностей музыкального мышления и новых аспектов композиционной техники. Структурно-композиционные особенности мелодики анализируются в историческом ракурсе.
Автор
SoundMain
Скачивания
39
Просмотры
885
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху