Дьячкова Л.С. Гармония в западноевропейской музыке. (IX - начало XX века) | Soundmain
Дьячкова Л.С. Гармония в западноевропейской музыке. (IX - начало XX века)

PDF Дьячкова Л.С. Гармония в западноевропейской музыке. (IX - начало XX века) М.: РАМ им. Гнесиных, 2009 — 232 с.

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Дьячкова Л.С.
Fc09853


В пособии даётся характеристика западноевропейской гармонии с IX — начало XX вв., рассматриваются проблемы ладовой организации, вертикали, стилевых особенностей. Автор раскрывает специфику композиционных техник, разрабатывает методические основы гармонического анализа.

От автора​


В любой период истории музыки гармония неотъемлемая часть художественного мышления. Она нацелена на изучение наиболее характерных явлений композиторской техники и освоение гармонических функций в системе выразительных и формообразующих средств. Актуальность вопросов гармонии обусловлена тем, что она аккумулирует в себе логическое и структурное начало. Изучение гармонии во всем объёме её исторического становления и во всей глубине её структурных спецификаций помогает понять, что гармонические категории своими корнями уходят к истокам органических и генетических структур живой музыкальной материи. Рассматриваемая нами их система тесно связана с историей гармонии и ее форм.
Процесс художественной эволюции предполагает смену систем художественного мышления вкаждой исторической эпохе, врамках конкретной музыкальной культуры.

История развития музыкального мышления вобласти звуковысотной организации, начиная со средневековья, сводится к трем ее стадиальным типам — модальной, тональной и современной. Каждая из трех систем имеет множество подвидов и разные хронологические рамки. Эпоха модальной системы охватывает тысячелетний период от григорианского хорала до ХУШ века и включает несколько важнейших этапов развития. Исторические формы модальности представлены средневековой монодией, ранними формами многоголосия в органуме, полифоническим искусством агз поуа и Ренессанса.

Тональная система также объединяет разные творческие явления и воплощает характерные особенности музыкальных стилей в период с ХУП по ХХ вв. включительно во всем их разнообразии и богатстве. Исходя из закономерностей стиля, можно говорить о специфических признаках раннебарочной и барочной модальной тональности, классической, романтической, постромантической тональности, импрессионистской неомодальной тональности, охроматической тональности ХХ века.

Эти системы классифицируются по их элементам и связям между ними.

Главным элементом горизонтали выступает ладозвукорядная основа. С точки зрения ладового аспекта каждая система обладает своей спецификой. Основой модальной организации является система восьми, затем двенадцати диатонических ладов. Фундаментом тональной системы становится двуладовая диатоника мажора и минора, которая затем усложняется мажоро-минорными структурами, старинными исимметричными ладами.

Ведущий гармонический элемент вертикали определяет интервальный, аккордовый или звукоинтонационный тип системы. Так, классическая тональность относится к аккордовому типу системы, поскольку аккорд является главным объектом развития. Аналогичную роль играет интервал в модальной системе, что и позволяет рассматривать ее как интервальный тип организации. К звукоинтонационному типу относятся современные системы.

Объединение элементов в структуру происходит с помощью разных типов связи. Различаются общелогические и специальные функциональные отношения.

Самая ранняя общелогическая формульность включает три общелогические функции - начало, середина, конец —1т 1.Именно сеепомощью структурируется григорианский хорал. Специальные музыкальные функции связаны или с акустическими тяготе- ниями консонанс — диссонанс — консонанс — именно они определяли функциональную характеристику интервала в модальной системе; или с ладовым тяготением: устой- неустой, что получило специфическое выражение в классической тональности, высшим принципом которой становится правило трех функций Т $ О Т. Специальные функции могут сливаться с общелогическими и носить нормативный или индивидуальный характер. Они также дополняются линеарно-мелодическими, ритмическими и т.п. отношениями, которые реализуются как автономно, так и во взаимодействии друг с другом.

Главным показателем системы является генеральный структурирующий принцип организации. В его качестве выступают функциональная формула Т $ О Т, структура ладового звукоряда. Функциональная формула подчиняет себе последовательность ступеней лада, аккордов, тональностей. В модальной системе ладовый звукоряд формирует структуру аккордики, определяет принципы аккордовых и ладовых смен. Высший принцип управления системой осуществляет взаимодействие всех ее уровней и предопределяет логику развития интонационных структур.

Все это позволяет дать следующее определение гармонии:

Гармония в широком значении—это любая звуковысотная интонационная сопряженность, охватывающая пространственно-временной континуум по вертикали, горизонтали, диагонали, имеющая структурообразующее значение и способная выступать в качестве элемента (или одного из уровней) звуковысотной системы.

Гармония в узком значении — это системные принципы организации звуковысотных отношений.
В настоящее время многообразие гармонических традиций составляет реальный фонд западноевропейской гармонии. Интегрирующая сущность современного художественного сознания опирается на принцип исторического синхронизма, идею равноправия культур прошлого, которые сплавляются и оцениваются в едином надисторическом контексте. Современное искусство, осуществив сведение разных эпох в единую историческую перспективу, объединило в себе культурно-художественнные парадигмы прошлого и настоящего. Это диктует необходимость теоретического знания всего комплекса гармонических средств — ключевых в освоении форм и средств выразительности музыкального искусства.

Западноевропейская гармония составляет неотъемлемую часть учебного курса гармонии в вузе. Она нацелена на изучение наиболее характерных явлений композиционных техник и освещение гармонических функций в системах выразительных и формообразующих средств. Знакомство студентов с основополагающими понятиями и структурными нормативами гармонии вразные исторические периоды формирует расширенные представления о ее закономерностях. Вместе с тем, эволюция гармонии обусловлена не только имманентными сторонами последней, но и содержательными задачами искусства — художественными установками того или иного направления. Выявление этих связей, включение их в общий исторический процесс эволюции музыкального мышления, позволяет более полно обозначить разные «русла», которые формировали эволюцию гармонии.

Конкретизация и уточнение общих теоретических положений реализуется в анализе художественных образцов, предложена методика их анализа.

Данное учебное пособие составлено с учетом объема и содержания курса гармонии для музыковедов очного и заочного отделений музыкальных вузов, а также может быть использовано для исполнительских специальностей музыкальных вузов.
Автор
SoundMain
Скачивания
276
Просмотры
2,295
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху