- Автор учебного пособия
- Динов В. Г.
В учебном пособии рассматриваются основные припципы звукомонтажа, операции с выделенными областями, организация монтажа звукозаписи.
Пособие предназначено для студентов факультета экранных искусств СПбГУКиТ.
Введение
Многие виды работ при производстве звукозаписей выполняются сразу моно- или стереоканально, без последовательных наложений, без разделения артистов в студийном пространстве или во времени, следовательно, без последующей перезаписи. Тем не менее ограничить всю технологическую цепь лишь микрофонным nриёмом звука, за редкими исключениями, не удаётся, и вот nочему.
Психологический настрой исполнителей музыкальных произведений в условии записывающих студий, когда артисты остаются наедине с микрофонами, вызывает у многих специфическую степень мобилизации, доводящей до огромного внутреннего напряжения. Это парадоксально отличает их состояние от такового во время концертных выступлений, где, казалось бы, присутствие многотысячных слушателей и сознание невозможности исправить случайную ошибку, должно требовать от них как раз экстремальных усилий. Поэтому, стремясь к формальной безукоризненности в студийной записи, артисты иногда забывают о музыкалыюй сути происходящего. В другом случае, когда в музыкапьном отношении всё получается, в фонограмме то тут, то там моrут быть слышны какие-либо ошибки в изложении авторского текста, интонационные или ансамблевые неточности и т. д. Далеко не всегда мелкие поrрешности наносят ощутимый ущерб записи, как не всегда некоторые изъяны акустического характера, например посторонние шумы, сильно мешают слушательскому восnриятию. Но убеждённость в том, что запись даёт возможность слушать её многократно и тайное станет в конце концов явным,-требует избавляться от любых дефектов.
R стремлении к совершенству можно было бы, конечно, петь и играть в студии беспредельно. Но давно известно, что большое число nолных вариантов (в обиходе - дублей) записи скорее утомляет артистов, чем приносит желаемые nлоды. Поэтому часто целесообразнее записывать звуковое произведение фрагментарно, когда становится ясно, что его исполнение целиком по тем или иным причинам не удаётся.