- Автор книги по теме гармония - теория
- Девуцкий В.Э.
Изложенный в данном учебном пособии стилистический курс направлен на овладение непохожими друг на друга техниками гармонии, типичными для музыки XVI-XVII веков, европейского классико-романтического стиля, музыки русских композиторов, джаза, направлений музыки ХХ столетии. Дифференцированное изучение разных гармонических стилей помогает сконцентрировать внимание на существенных чертах, учит мыслить в категориях этих стилей, адекватно анмизировать гармонический язык всех эпох.
Дли студентов исполнительских и теоретических отделений музыкальных училищ; может использоваться дли самостоятелыюго обучении искусству гармонии.
Предисловие
Гармония как учебная дисциплина является важнейшим элементом в обучении молодых музыкантов. За два столетия своего существования предмет гармонии жестко стабилизировался. Но в настоящее время он стал все более и более противоречить реальной музыкальной действительности. До начала 60-х годов это серьезное отставание еще не было заметным, потому что концертный репертуар предназначенный для самой широкой аудитории, весомо опирался на классическую музыку конца XVIII и первой половины XIX веков, а именно этот период полностью соответствует нормам традиционной школьной гармонии. Ныне же, когда на концертных эстрадах заняли прочное положение значительно более сложные сочинения композиторов хх века, когда возродились многообразные и интереснейшие-пласты старинной и доклассической музыки, весьма далекой от классических норматнвов, когда резко вырос общекультурный и эстетический уровень рядового слушателя, изучение гармонии традиционно сложившимися путями перестало удовлетворять слуховому опыту. Нормы и правила гармоник, трактуемые в большинстве учебников и учебных пособий, часто не находят подтверждения в исполняемых музыкантами произведениях, выходящих за рамки узкой полосьi венского классицизма и раннего романтизма.
Данное учебное пособие нацелено на преодоление хотя бы части сложившейся диспропорции. Но использование его в практических занятиях предполагает основательную методологическую перестройку прежде всего позиций преподавателя, ведущего этот курс. От его чуткости к происходящим знаменательным переменам в общественном музыкально-эстетическом сознании от его такта в обращении с разнообразнейшим нотным материалом. И от его желания приблизить свой предмет к реальной художественной практике зависит успех дела. Дальнейшее же топтание на месте, хотя и хорошо обжитом, лишь умножает вред, который сказывается в несправедливом сужении теоретического и эстетико-слухового кругозора Студентов.