PDF - Бусслер Л. Строгий стиль. Учебник простого и сложного контрапункта, фуги и канона в церковных ладах | Soundmain
Бусслер Л. Строгий стиль. Учебник простого и сложного контрапункта, фуги и канона в церковных ладах

PDF Бусслер Л. Строгий стиль. Учебник простого и сложного контрапункта, фуги и канона в церковных ладах Москва 1925 год

Автор книги по теме гармония - теория
  1. Бусслер Л.
46270



Предисловие автора

Слециальное музыкальное образование композитора как в прежнее время, так и в настоящее, начинается с учения о строгом стиле. Педатогическая цель этого учения заключается в том, чтобы овладеть простейшими отношениями интервалов и усвоить себе основные формы контрапунктического многоголосного стиля. Для достижения этой цели гармонический материал подвергается ограничениям в отношении модуляций и аккордов и в то же время обогащается введением так называемых церковных ладов.

В наше время делались попытки отделить строгий стиль от старых церковных ладов и отраничить его современной тональностью. Подобные попытки не заслуживают одобрения. Так как изучение церковных ладов вообще признается необходимым, а строгий стиль находится с ними в чесной связи, то изучение этих ладов всего удобнее соединить с изучением строгого стиля.

Значительные трудности, представляемые этим учением, а также отдаленпость его от современной тональной системы привели к попытке совершенно изгнать строгий стиль из курса теории музыки, замевив ето тармонической фигурацией. Основанная на этих принципах система, теоретически признает разницу между гармонией и контрапунктом, состоящую в том, что в гармонии руководящим началом служат одновременные сочетания звуков (аккорды), а в контрапункте движение отдельных голосов. На практике же эта система действует противоположно указанному воззрению, заставляя учащегося вырабатывать фигурацию голосов в заранее составленных гармонических последованиях. В результате получается довольно пестрое поколение звуков, но отнюдь не контрапунктичное сочинение основанное на самостоятельности отдельных голосов. Таким образом, эта метода, не может освободить учащегося от стеснения, налагаемого заранее предписанными гармониями, и только еще более увеличивает его затруднения.

Существует еще одна система, состоящая в одновременном обучении строгому и свободному стилю, причем каждая задача выполняется поочередно в обоих стилях. Хотя эта метода приводит к лучшим результатам, чем предшествующая, однако с педагогической точки зрения никоим образом нельзя одобрить постоянной смены этих двух способов сочинения, основанных на совершенно различных началах. Метода эта имеет в виду сокращение времени, нужного для обучения строгому и свободному стилю, между тем при добросовестном отношении учащегося к своему делу.

Поэтому музыкальные школы, правильно поставленные, совершенно основательно придерживаются преподавания строгого стиля в его первоначальной чистоте. В этой системе изложено и предлагаемое руководство. Без сомнения, из всей теории музыки это учение есть самое трудное, более всякого другого требующее прилежания, терпения и хороших способностей, так что оно и не всякому доступно. Но для учащегося, преодолевшего трудности строгого стиля, изучение последующих частей теории композиции пойдет успешно, станет делом легким и приятным.

Лудвиг Бусслер.

Введение

1. Строгим стилем называется система правил, основной принцин которой есть удобство и легкость интонирования. Изучение строгого стиля сопровождается упражнениями В ключах С, служащими основанием для чтения партитур. Для изучения строгого стиля требуется предварительно знание гармонии настолько, насколько оно необходимо для общего музыкального образования, но сам по себе строгий стиль не зависит от гармонии, будучи учением самостоятельным, исторически ей предшествовавшим. На нем основывается специальное музыкальное образование.

2. Хотя правила строгого стиля могут показалься произвольными, часто противоречащими обычаям современной музыки, тем не менее, с педагогической точки зрения, они необходимы для того, чтобы положить границы творческой фаитазии, пока она не окрепнет настолько, что может обходиться без этих ограничений.

3. Не должно думать, что строгая дисциплина этого учения может повредить развитию творческой фантазии художника. Напротив, она прямо служит к развитию творческих способностей. Что вредно для фантазии, и даже в большинстве случаев пагубно, это отсутствие строгого учебного плана и допускаемое при этом перескакивание от одного учебного предмета, к другому.

4. Вследствие применения церковных ладов и ограничений в гармоническом отношении, условия строгого стиля совпадаютг с условиями первого полифонического стиля, достигним полного развития в XV и XVI столетиях. Представителями этого стиля являются для нас Палестрина и Орландо Лассо, произведения которых. таким образом, могут с некоторыми педагогическими ограничениями, служить образцами для настоящего учения.

5. Количество времени, нужное для обучения стротому стилю, зависит от прилежания и способностей учащегося. При школьном преподавании следует ограничиваться изложением урока, написанием примеров на доске и проверкою задач.

Примечание Между теоретиками строгого стиля особенно выдается Царлино (1590, в Венеции). Человека который в состоянии сознательно передать сущность каждой главы Царлиновых, МОЖНО считать вполне усвоившим себе этот художественный стиль. По методологии этого стиля величайшие заслуги принадлежат Фуксу (1733, в Вене).

Нельзя не пожалеть, что не существует печатного перевода сочинения Царлино.
Автор
SoundMain
Скачивания
146
Просмотры
1,992
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху