PDF - Британское вторжение комбоусилителей. Как Marshall, Hiwatt, Vox и другие изменили звучание музыки | Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей
Британское вторжение комбоусилителей. Как Marshall, Hiwatt, Vox и другие изменили звучание музыки

PDF Британское вторжение комбоусилителей. Как Marshall, Hiwatt, Vox и другие изменили звучание музыки © Олег Дудкин, перевод, 2019

book24 RU
6016232747.jpg

Рок-н-ролл родился в Америке и распространился оттуда по всему миру, однако значительную роль в производстве того самого классического жёсткого, насыщенного, дерзкого рокового звука сыграли британские усилители. Музыкант, журналист и писатель Дейв Хантер технически-подробно и художественно-увлекательно рассказывает о том, как британская инженерная изобретательность в симбиозе с популярной культурой за несколько лет превратили скромную заокеанскую индустрию в мирового лидера.

Книга снабжена иллюстрациями и описаниями эпохальных (в том числе коллекционных) моделей усилителей.


Введение

Возможно, рок-н-ролл в Великобритании в 1950-е годы и появился под влиянием американской музыки, однако гитаристы, руководствуясь собственным слухом, зрением и логикой, довольно быстро пришли к мнению, что усилители с лучшим звуком делаются именно в Великобритании. В 1950-е, а также в 1960-е, когда американские усилители стоили огромных денег и их было сложно найти, дала о себе знать заполнившая эту пустоту изобретательность британских производителей. Получилось удачно. Очень скоро дизайн и продукция, разработанные на этом относительно небольшом острове в уголке Европы, стали конкурировать практически со всеми товарами, произведёнными на родине рок-н-ролла.

Британские усилители стремительно становились крупнее, мощнее и, вероятно, лучше американских, которые изначально затмевали их, но в то же время и вдохновляли британских инженеров. Ещё важнее, что они полностью воссоздавали тот самый звук, которого требовала новая музыка. Многие американские усилители были разработаны для джаза, кантри или танцевальной музыки, однако выдающиеся модели британских усилителей, которые выпускались с конца 1950-х, были созданы, чтобы рок-н-ролл сделал свои первые
шаги по земле.

По мере того как на протяжении 1960-х годов музыка эпохи постепенно теряла ту часть своего названия, которая звучала как «ролл», появлялись первые по-настоящему «роковые» усилители. Следует заметить, что британские усилители не только придали силу потрясающей, революционной музыке главных героев гитары: всех троих гитаристов Эрика Клэптона, Джеффа Бека, Джимми Пейджа, Пита Таунсенда, Питера Грина, оставившего Америку Джими Хендрикса и множества других, — но и вскоре стали выбором номер
один среди американских звёзд. Всего за десять лет, в течение которых музыкальные стили менялись от британского бита до «британского вторжения», британского блюза и хеви-метала, британские усилители выбились в лидеры. Ведь для того, чтобы достичь того самого звука, иного выбора просто не было.

Пользуясь закулисными и кулуарными историями и широко обращаясь к образам эпохи, в книге «Британское вторжение комбоусилителей. Как Marshall, Hiwatt, Vox и другие изменили звучание музыки» мы проследим, как явление, которому суждено было стать третьестепенной оффшорной индустрией, в короткие сроки захватило лидирующие позиции в мире. Также мы в деталях расскажем о плодотворном союзе британской изобретательности и поп-культуры, объединившихся с сумасшедшей скоростью. В результате взаимного влияния индустрии и искусства получилась самая мощная музыка, которую когда-либо слышало человечество, и эхо её раздаётся и по сей день,

Эта книга скорее описывает историю и роль британских усилителей, нежели технические тонкости, но всё же нам будет не обойтись без специальной лексики, относящейся к схемам, лампам и другим деталям. Кроме того, техническая эволюция определённых конструкций важна для истории определённых производителей, и многие классические модели, по крайней мере до известной степени, имеют свои характерные схемы. Чтобы помочь читателям, не особенно разбирающимся во входах и выходах ламповых усилителей, осилить и более-менее понять прочитанное, ниже мы проведём краткий экскурс по основным составным частям и секциям схем любого лампового гитарного усилителя. Мы расскажем только самые основы, гораздо более полную информацию можно будет почерпнуть из многочисленной технической литературы о гитарных усилителях.

Секция предусиления

Первый этап в схеме усилителя, обрабатывающего сигнал гитары, называется предусилением. Данная секция отвечает за преобразование слабого низкоуровневого гитарного сигнала в сигнал с более высоким напряжением, который на выходе может быть использован для окончательного усиления. Для этого в предусилителе работают одна или более предусилительных ламп, а также сопутствующие компоненты вроде сигнальных конденсаторов (также известных как разделительные конденсаторы), резисторов и по крайней мере одна ручка гейна, или громкости. Эти части соединены не только для того, что-бы обеспечивать первичную функцию усиления сигнала, но и чтобы «озвучить» гитарный сигнал, сформировав таким образом характер звучания инструмента.

В большинетве усилителей, сделанных позже середины 1950-х годов, используются наименьшие по габаритам предусилительные лампы, Эти лампы имеют девять контактов, длину около двух дюймов и диаметр около трёх четвертей дюйма. Предусиление можно также назвать секцией гейна, поскольку на этом этапе увеличивается уровень (или интенсивность) звукового сигнала, Винтажные усилители обычно имеют одну секцию гейна перед секцией эквализации (см. следующий раздел), хотя некоторые из них предполагают ещё одну секцию после темброблока, которая позволяет восполнить потерянный на пути сигнала уровень гейна. В семидесятые стали распространены усилители с высоким уровнем гейна, имеющие более одной секции его формирования. Каждый тип стандартных ламп для усилителя, в частности 12АХ7, известный в Великобритании как ЕСС83,
предполагал наличие внутри неё как бы двух миниатюрных ламп, или триодов, названных так потому, что они имеют три функциональных элемента. Эти «двойные триоды» способны обеспечить две
секции гейна от одной лампы. Одной из разновидностей предусилительной лампы также является пентод, имеющий всего лишь один каскад усиления. Даже самый обыкновенный пентод ЕЕ86 встречается намного реже, чем 12АХ7, однако он сыграл важную роль в устройстве многих классических британских усилителей.

Эквализация, или темброблок

При том что секция темброблока технически может быть отнесена к предусилению, поскольку она предшествует выходному каскаду усилителя мощности, их, пожалуй, следует рассматривать раздельно. В небольших и не столь сложно устроенных усилителях один регулятор тембра может вовсе не составлять самостоятельную секцию, а являться скорее просто цепью, образованной потенциометром и одним или двумя конденсаторами, которые определяют, какая доля высокочастотной составляющей будет слышна в общем сигнале до того, как он появится на выходе предусилителя.

Более сложные секции эквализации предполагают отдельные способы регулировки низких и высоких частот и нередко включают в себя также среднечастотную регулировку, при которой часто используется предусилительная лампа, которая либо усиливает эти регулировки, чтобы избежать потери сигнала, либо способствует формированию гейна после регулировки тембра, чтобы вновь повысить
уровень сигнала до уровня, необходимого для выходного каскада. Различные виды контроля на стадиях формирования тембра на разных усилителях могут быть обозначены одинаково, но при этом совершенно по-разному формировать частотную характеристику гитарного сигнала. Эти различия зависят от параметров конденсаторов и резисторов, влияющих на звук на данной стадии.

Выходной каскад усиления мощности

Относительно низкий по уровню электрический сигнал, вольтаж которого уже был увеличен предусилителем, проходя с самого начала и до конца, в итоге принимается выходным каскадом, в котором вольтаж продолжает увеличиваться, и далее происходит его преобразование в низкоимпендансный сигнал с высокой мощностью, приводящий в действие динамик. В начале секции выхода расположен фазоинвертор, состоящий из ещё одной предусилительной лампы, соединённой с цепью резисторов и конденсаторов и разделяющей сигнал на две сдвинутых по фазе на 180 градусов части. Таким образом, на выходе фазоинвертора имеются две противофазные составляющие сигнала, которые поступают на две секции выходного каскада для окончательного усиления мощности,

После того, как сигнал разделён и направлен на разные фазы, он передаётся на лампы выходного каскада (зачастую это две, а в более крупных усилителях — четыре лампы, соединённые проводом в две параллельные пары). Они действуют по принципу «тяни — толкай»; одна «толкает» одну часть разделённого сигнала, в то время как другая «тянет» работающую вместе в противофазе вторую часть, чтобы увеличить мощность сигнала и направить его к выходному транеформатору. Выходной трансформатор, в свою очередь, позволяет сигналу включить в работу динамик (маленькие усилители с одним выходом, имеющие только одну лампу выходного каскада, не работают по принципу «тяни — толкай» и поэтому не требуют фазоинвертора).

Методы смещения

Все лампы должны иметь смещение. Это означает применение определённого метода контроля, устанавливающего их начальный режим работы в отсутствие сигнала (подобным образом переключают карбюратор машины в режим холостого хода). При этом смещение является наиболее обсуждаемой темой, поскольку оно относится к лампам выходного каскада.

Тема эта весьма сложная, но главное, что нужно знать: лампы выходного каскада большинства усилителей обычно предполагают один из двух способов смещения. Согласно первому способу происходит включение в цепь катода мощного резистора, параметры которого определяют само смещение. Второй способ предполагает подачу низкого отрицательного напряжения, которое поддерживается схемой с простым набором компонентов, к управляющей сетке лампы выходного каскада, Первый метод называется катодным или автоматическим смещением, а второй — фиксированным смещением, что, вероятно, может сильно сбить с толку, поскольку уровень смещения в большинстве основанных на этом принципе усилителей, ко-
торые выпускались с середины 1960-х, на самом деле может быть отрегулирован, При этом уровень смещения на усилителях, сделанных по принципу катодного смещения, регулировке не поддаётся (только если физически заменить резистор смещения).

Методы смещения играют важную роль, так как влияют на характер и эффективность любого усилителя. Можно сказать, что усилители, собранные по принципу фиксированного смещения, в большинстве случаев извлекают больше из своих ламп выходного каскада и при любом устройстве выжимают на выходе максимальную мощность. Звук при этом в целом получается более стабильным и сильным в низкочастотном диапазоне. Усилители, собранные по принципу катодного смещения, напротив, обычно менее мощные, но при
этом их характерной чертой является более высокий уровень гармонических обертонов при игре на перегрузе.

Источник питания

Для обеспечения усилителя питанием требуется переменное напряжение из домашней розетки, которое преобразуется в различные потоки постоянного и переменного напряжений, необходимые для работы ламп и других компонентов усилителя. Устройство предполагает трансформатор, выпрямитель, несколько больших электролитических конденсаторов и зачастую дроссель. Силовой трансформатор, обычно самый крупный, который можно видеть в задней части любого усилителя, преобразует электричество из розетки в 120 вольт в США или 240 вольт в Великобритании в различные напряжения как большой, так и малой величины, под необходимые параметры ламп и выходного трансформатора.

Высокое напряжение, таким образом, направляется на выпрямитель, где конвертируется в постоянное с ещё большей величиной, и это позволяет лампам усиливать сигнал. В качестве выпрямителя может служить лампа особого вида под названием диод, как это было практически во всех усилителях вплоть до начала 1960-х.
Во многих усилителях эта технология применяется и по сей день.
В схеме также может быть использована сеть из германиевых или (более поздних) кремниевых диодов (конфигурация последних известна как полупроводниковый выпрямитель). После выпрямителя посто- янный ток проходит через большие электролитические конденсаторы и дроссель, если он предусмотрен конструкцией. Дроссель фильтрует различные артефакты, исключая фон и шумы в схеме.
Купить в Буквоеде
https://fas.st/c2WSD8
Купить в Лабиринте
salelabirint
Купить в Читай город
https://fas.st/lK4p-
Купон - 25adm2521 Скидка действует на 1 покупку любого количества книг (через корзину) в течение 2 дней после активации промокода. Скидка может не действовать на отдельные книги. Акция действует до 20 мая 2021 г.
Автор
Soundrobot
Скачивания
2
Просмотры
100
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Другие ресурсы пользователя Soundrobot

Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей

Библиотека собирает всю информацию из открытых источников и предоставляет материалы только для ознакомительных целей. Если у вас возникли вопросы или есть претензии от правообладателей Ознакомьтесь с документацией

© Soundmain.ru Май 2021 г.
Community platform by XenForo® © 2010-2021 XenForo Ltd.

Информационный ресурс soundmain.ru является общедоступным для пользователей и осуществляет свою деятельность c соблюдением действующего законодательства РФ.

Администрация soundmain.ru не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на ресурсе soundmain.ru информацию.

Администрация ресурса отрицательно относится к нарушению авторских прав на информационном ресурсе soundmain.ru.


Soundmain - Студия звукозаписи, информационный интернет-сайт.

184230 Россия, Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко 5

Контакты: +7 921 150 28 24 info@soundmain.ru

Посмотреть на карте

Звукорежиссер помогает сделать из творческого произведения "продукт", который передает заложенную автором идею слушателю. Фактически, этот специалист является связующим звеном между творчеством и технологиями, без него не обходится ни один концерт, кинофильм, театральное представление или шоу.

Звукорежиссер должен понимать акустику и физику звука, в чем могут хорошо помочь такие книги по звукорежиссуре: Modern Recording Techniques (Дэвид Майлс Хубер), Mixing Secrets For The Small Studio (Майк Сеньйор), The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording, Engineering And Production (Дэвид Гибсон), The Recording Engineer’s Handbook (Бобби Овсински);

Кроме этого, не забывайте читать статьи для звукорежиссеров, где можно почерпнуть не только информацию, но и некоторые хитрости опытных специалистов.

Файлы защищены