- Автор книги по анализу
- Бонфельд М.
Учебное пособие по курсу анализа музыкальных произведений не имеет аналогов в отечественной и мировой литературе по музыкальному образованию. В пособии впервые на системном уровне осуществляется анализ структур тональной музыки. Аргумента ция системы тональной музыки дана в теоретических очерках, а сжатое описание структур — в учебных главах.
Учебное пособие издается в двух частях. Во вторую часть вош ли разделы, посвященные характеристике и анализу простых и сложных форм. Нумерация примеров сквозная.
ПРОСТЫЕ ФОРМЫ
§1. Общая характеристика
С конструктивной точки зрения к простым формам относят структуры, состоящие из разделов (частей), соизмеримых с периодом. Следовательно, эталоном структурного ритма в этих структурах становится первый период, с которого начинается любая простая форма.
Однако такое определение не характеризует полностью сущности простых форм. Она заключена по крайней мере еще в двух свойствах, каждое из которых имеет принципиальное значение.
Первым из них, которое неотъемлемо от простых форм, состоящих из двух или трех частей, является несовпадение функций этих частей. Этим простые формы отличаются от удвоенного или утроенного периода, где при наличии двух-трехфазного структурного ритма функции каждого из входящих в него периодов идентичны: экспонирование одного и того же материала. В простых формах либо экспонируется разный материал, либо материал экспонируется и развивается.
Но наряду с этим присутствует второй, с точки зрения функционально-содержательной не менее важный фактор: сохраняющееся во всех простых формах смысловое единство, независимо от их конкретной реализации.
В одночастной форме оно вытекает из самой природы этой структуры, содержащей изложение одного тематического материала, — единство обеспечено и единым способом существования, и единым материалом (совпадение однофазного структурного и тематического ритмов).
Что же касается более развернутых простых форм, то здесь возможны следующие варианты.
Если в простой двух- или трехчастной форме экспонирует ся только один тематический материал, то обязательно появляется развитие, основанное, как правило, на этом же (или зависимом от него) материале. В этом случае простая форма отличается единством тематического материала как в экспозиционных, так и в развивающих разделах, и, следовательно, двух- или трехфазный структурный ритм сочетается с однофазным тематическим.
Если же в такой форме содержится изложение двух различных тем, то сводится к минимуму развитие как способ существования, ибо отсутствуют самостоятельные части, ему посвященные. В этом случае простая форма отмечена единством способа существования материала.
Таким образом, обеспечивается сохранение определенного смыслового единства (однофазного смыслового ритма) при су ществующей (в двух- или трехчастных формах) структурной расчлененности.