PDF | Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений. Структуры тональной музыки. Часть 1 | Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей
Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений. Структуры тональной музыки. Часть 1

PDF Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений. Структуры тональной музыки. Часть 1

Автор книги по анализу
  1. Бонфельд М.
cover (1).jpg


Учебное пособие по курсу анализа музыкальных произведений не имеет аналогов в отечественной и мировой литературе по музыкальному образованию. В пособии впервые на системном уровне осуществляется анализ структур тональной музыки. Аргументация системы тональной музыки дана в теоретических очерках, а сжатое описание структур — в учебных главах.

Учебное пособие издается в двух частях. В первую часть вошли разделы, в которых дана характеристика музыкального материала и мелких построений (от мотива и до периода включительно). Нумерация примеров сквозная.

От автора

Эта книга нуждается в предуведомлении. У нее не вполне обычная структура, вызванная сложным сочетанием задач, которые предполагается в ней решить. Две из них относятся к числу главных: книга должна представлять собой учебное пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений», предназначенное для разнообразных форм и уровней обучения, но одновременно она создавалась и как теоретическое исследование структур тональной музыки, т. е. какими-то сторонами ее содержание выходит за пределы учебного курса и обращено к более узкому кругу музыкантов, интересующихся этой проблематикой. Казалось бы, столь различные цели не следовало совмещать друг с другом, и было бы естественней достижению каждой из них посвятить особую работу. И все же есть объективные причины, заставившие пренебречь этим очевидным соображением.

Многолетний опыт преподавания убедил автора в необходимости нового, системного подхода к указанной дисциплине, который, как это теперь ясно, возможен лишь при условии теоретического переосмысления некоторых устоявшихся положений в сфере анализа музыки. При этом речь далеко не всегда идет об отрицании того, что уже апробировано практикой и существующими трудами в этой области, но гораздо чаще — об отборе, систематизации этого материала и, возможно, обосновании более четкой аналитической парадигмы.

В частности, в намерения автора входило представить анализ тональной музыки в виде системы, в которой вводимые понятия опирались бы на известные предшествующие и в свою очередь оказывались бы необходимым звеном в формировании последующих. Такое учебное пособие, лишенное необходимой исследовательской аргументации, окажется легкоуязвимым для возможной критики. С другой стороны, сугубо теоретичес кие размышления будут восприняты в значительной мере бес плотными абстракциями, коль скоро они не найдут подтверждения в конкретной систематике структур — основе всякого учебного пособия по анализу музыкальных произведений.

Словом, автор не видел иного выхода помимо попытки осуществить симбиоз учебного и исследовательского материала в рамках одной книги, и вопрос заключался лишь в том, ка кую конкретную форму она примет.

В результате книга приобрела следующий вид: учебные главы перемежаются с исследовательскими очерками, каждый из которых посвящен той же проблематике, что и предшествующая глава (или главы). Но если в последних содержится изложение материала в максимально лаконичной и доступной форме, то в очерке затрагиваются, как правило, более сложные аспекты проблемы, присутствует исследовательский контекст, затронуты взаимодействия анализа с другими сторонами музицирования и мышления и т. п. Однако и теоретические очерки, как представляется, не должны слишком выходить за рамки общей дидактической направленности книги, и потому автор постарался сократить до минимума полемику, уводящую в сторону от предмета исследования либо просто избыточную для понимания проблемы.

Читателю, который берет эту книгу в руки в качестве учебного пособия, достаточно будет познакомиться с содержанием настоящего предисловия и 12 учебных глав («Введение» так же носит исследовательский характер); если же его интересы не ограничиваются чисто учебными целями, имеет смысл про честь книгу целиком: думается, что и в очерках, и в учебных главах он обнаружит какие-то новые аспекты в хорошо знакомом и привычном.

Как справедливо отметила Е.А. Ручьевская, «наиболее изученным в теории музыки, науке о форме, является период господства типовых форм классицизма. Ведь именно формы этого периода легли в основу учения о форме вообще» (Ручьевская 1981, 125) 1. Данное обстоятельство побудило автора также сосредоточиться именно на этом материале, ибо теоретические наблюдения и дискуссии должны иметь некую общую почву для верификации утверждаемых принципов; однако обращение к этому материалу имеет и более основательные причины, ко торые будут изложены впоследствии.

За последнюю четверть XX века отечественное музыкознание обогатилось целым рядом фундаментальных работ, посвященных проблемам анализа, в том числе целой серией учебников, подытоживших многолетний и плодотворный труд корифеев в этой области — JI.A. Мазеля и В.А. Цуккермана, а также во многом новаторским учебником коллектива преподавателей Ленинградской консерватории под редакцией Ю.Н. Тюлина ( Тюлин 1965); ряд концептуально новых изданий принесла вторая половина последнего десятилетия XX века (Баранова, Задерацкий, Кюрегян 1998, Ручьевская 1998, Холопова). Большая часть этих работ обсуждается на страницах настоящей книги, однако она никоим образом не дублирует, не заменяет их.

Главным объектом рассмотрения предлагаемого читателю труда должно стать не музыкальное произведение в его целостности, но структура музыкального произведения, понимаемая, однако, более широко, чем форма-композиционная схема (границы смысла этого понятия далее оговариваются). Такой подход не случаен, и вызван он к жизни тем обстоятельством, что собственно о структурах в большинстве тех изданий, о ко торых сказано выше, говорится только как об одном из факто ров музыкального произведения, которому, кстати сказать, по священо не так уж много места по сравнению с остальными.

И поскольку структура становится центральным объектом теоретического рассмотрения, автор сосредоточил внимание на изучении принципов формирования структур и не пытался охватить все их разновидности. Последним в живой музыке нет числа не только в количественном отношении, но и в смысле их разнообразия. Однако принципиально верный теоретический подход в состоянии дать ключ к пониманию даже наименее типических из них, если только закономерности, на которых эти структуры основаны, находятся в границах явлений, обсуждаемых в настоящей книге. Только такой подход в состоянии обозначить пределы, которыми ограничено типическое и за которыми наступает царство индивидуального творчества, ибо, обосновывая типическое, теория тем самым недвусмыслен но указывает на индивидуальное, т. е. на то, что находится вне ее прямой компетенции.

За рамками книги остались также специфические аспекты теории структур вокальной музыки, так как в этом случае действуют особые закономерности, вытекающие из соединения музыки и слова. Это тем более оправданно, что в специальной работе (Ручьевская 1988) соответствующие проблемы не просто разработаны на высоком теоретическом уровне, но значительное внимание в ней уделено именно структурным факторам (см. также: Холопова, гл. II).

Автор постарался снабдить книгу необходимым количеством нотных примеров, чтобы читатель мог тут же «пройти слухом» по тропам каждого приводимого на ее страницах анализа. Огромная роль, которую в формировании структуры играют свойства музыкального материала, взятого в его целостности, сделала неизбежным изложение нотных примеров в основном в полной фактуре, не ограничиваясь только мелодическими голосами. Только несколько наиболее крупных анализируемых сочинений не могли быть включены из-за большого их объема. Произведения эти достаточно широко распространены, и для читателя не составит труда раздобыть их ноты. Анализ музыки, приводимый на страницах книги, как правило, четко ориентирован и увязан с декларируемыми теоретическими положениями. В этом смысле он представляет собой неотъемлемую часть общего текста книги и не может быть вы делен в самостоятельные ее разделы.
Приводимые в качестве примеров произведения Гайдна и Моцарта снабжены ссылками на нумерацию соответствую щих каталогов.
Автор
Soundrobot
Скачивания
3
Просмотры
269
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя Soundrobot

Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей

Библиотека собирает всю информацию из открытых источников и предоставляет материалы только для ознакомительных целей. Если у вас возникли вопросы или есть претензии от правообладателей Ознакомьтесь с документацией

© Soundmain.ru Ноябрь 2021 г.
Community platform by XenForo® © 2010-2021 XenForo Ltd.

Информационный ресурс soundmain.ru является общедоступным для пользователей и осуществляет свою деятельность c соблюдением действующего законодательства РФ.

Администрация soundmain.ru не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на ресурсе soundmain.ru информацию.

Администрация ресурса отрицательно относится к нарушению авторских прав на информационном ресурсе soundmain.ru.


Soundmain - Студия звукозаписи, информационный интернет-сайт.

184230 Россия, Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко 5

Контакты: +7 921 150 28 24 info@soundmain.ru

Посмотреть на карте

Звукорежиссер помогает сделать из творческого произведения "продукт", который передает заложенную автором идею слушателю. Фактически, этот специалист является связующим звеном между творчеством и технологиями, без него не обходится ни один концерт, кинофильм, театральное представление или шоу.

Звукорежиссер должен понимать акустику и физику звука, в чем могут хорошо помочь такие книги по звукорежиссуре: Modern Recording Techniques (Дэвид Майлс Хубер), Mixing Secrets For The Small Studio (Майк Сеньйор), The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording, Engineering And Production (Дэвид Гибсон), The Recording Engineer’s Handbook (Бобби Овсински);

Кроме этого, не забывайте читать статьи для звукорежиссеров, где можно почерпнуть не только информацию, но и некоторые хитрости опытных специалистов.