- Автор книги по теме гармония - теория
- Богатырев С.С.
В книге затронуты в самой общей форме некоторые вопросы, связанные с обращением как приемом развития. Из этого краткого обзора можно сделать вывод, что обращение, потеряв в процессе исторического развития известную долю своего значения, продолжает быть в арсенале средств, которыми пользуется композиторская практика и теперь. Более обстоятельное исследование интонационного содержания мелодий в произведениях последнего столетия, по всей вероятности, показало бы, что обращение при формировании мелодии играет довольно существенную роль, большую, чем мы думаем. Задача книги, однако, не выяснение во всех деталях роли обращения в интонационном процессе, а установление закономерностей, наблюдающихся при сочетании нескольких обращенных мелодий. Эта вторая задача, более трудная, может быть разрешена (как мы увидим) самостоятельно, независимо от первой. Тем не менее мы считали нелишним, хотя бы поверхностно, осветить вопрос о значении обращения и месте его среди других приемов музыкального развития и этим показать, что после того, как уже создана общая теория вертикального и горизонтального контрапункта, разработка основ теории контрапункта обратимого также является своевременной и необходимой.