PDF | Богатырев С.С. Двойной канон | Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей
Автор книги по теме гармония - теория
  1. Богатырев С.С.
Богатырев С.С. Двойной канон.png

Книга посвящена разновидности канонической имитации, которая называется двойным каноном и на момент выхода в свет данного издания принадлежала к числу наименее разработанных отделов полифонической техники и оставалась неисследованной в учебной литературе. Между тем двойной канон может служить художественной выразительности не в меньшей степени, чем канон однотемный, в связи с чем при прохождении курса полифонии необходимо уделять двойному канону больше внимания. Всё излагаемое в работе представляет собой первый опыт пособия, которое бы восполняло этот пробел. При этом по своему содержанию она выходит далеко за рамки тех требований, какие устанавливает программа по полифонии, и может иметь значение самостоятельного исследования.

Предисловие

Та разновидность канонической имитации, которая называется двойным каноном, принадлежит к числу наименее разработанных отделов полифонической техники. Достаточно сказать, что С. И. Танеев в своем капитальном труде «Учение о каноне», где содержится исчерпывающее исследование всех вопросов, связанных с техникой канонической имитации, совершенно не уделяет внимания двойному канону. В «Подвижном контрапункте» при анализе горизонтальных перемещений он упоминает, правда лишь попутно, о простейших видах двойного канона и приводит пример из Палестрины. ‹Можно ли предположить, что С. И. Танеев не придавал значения этой форме канона и считал ненужным техническое овладение им? Конечно, нет.

Что разработкой вопроса о технике двойных канонов он занимался, можно видеть по его дневникам 1902 года, где 1 января он пишет "Сегодня начал главу двойных канонах». Не включил же в свое «Учение о каноне» раздел о двойных канонах С. И. Танеев сознательно, чтобы не расширять объема своей книги. В предисловии к «учению» мы читаем: «В настоящем сочинении мы не касаемся также тех канонов, которые имеют более одного главного, руководяшего голоса, как то: канона двойного, тройного и т. д. Хотя эти каноны также пишутся с помощью пройденных нами формул сложного контрапункта, но включение их в настоящее сочинение слишком бы раздвинуло его рамки. Каноны эти могут быть предметом отдельного исследования».

Закончил ли С. И. Танеев такое исследование, мы не знаем, но в его архиве безусловно должны быть материалы, относящиеся к вопросу двойных канонах.

Однако в 1939 году, когда была закончена настоящая работа, эти материалы еще не были обнаружены. В 1945 году В рукописных фондах Дома-музея П. И. Чайковского в Клину, только что возвращенного тогда из эвакуации, во время которой была произведена опись рукописей С. И. Танеева, хранившихся в музее, нашлось несколько листов, содержащих в себе сведения о простейших видах двойных канонов, но без разработки вопроса в техническом отношении с той исчерпывающей полнотой, какая свойственна работам С. И. Танеева.

В марте 1946 года музыковед В. А. Киселев сообщил мне, что в Центральном литературном архиве в Москве, где хранится большое количество рукописей С. И. Танеева, имеется его работа о двойных канонах. Действительно, там оказались две небольшие работы С. И. Танеева по интересующему нас вопросу.

Одна, переписанная набело, называется «О канонах с несколькими пропостами» и по содержанию приближается к рукописи, находящейся в клинском музее. Ее можно считать. вариантом клинской рукописи. Вторая, сохранившаяся в виде черновых записей, посвящена вопросу о том, как находить добавочные производные соединения, возникающие при сочинении канонов с несколькими пропостами.

Таким образом, систематического исследования С. И. Танеева о двойном каноне, охватывающего вопрос во всей его широте, в нашем распоряжении пока нет.

Краткие сведения о двойном каноне можно найти в «Учебнике контрапункта» Бусслера и в «Учении о композиции» А. Б. Маркса. Эти авторы приводят примеры двойных канонов, взятые из произведений мастеров строгого стиля, вскользь затрагивают вопрос о порядке вступления голосов и о связи канона с подвижным контрапунктом октавы. Однако эти све дения совершенно недостаточны для того, чтобы на основании их сделать обобщенные выводы о сущности двойного ка- нона и усвоить его технически. Поэтому учебным пособием они служить не могут. Беллерман в своем «Контрапункте» вовсе не упоминает о двойном каноне, точно так же, как и Э. Курт, который в «Основах линеарного контрапункта», как известно, совершенно не касается приемов интонационной техники, несмотря на то, что они играют существенную роль в произведениях Баха, исследованию которых, главным образом, и посвящена книга Э. Курта.

Таким образом, вопрос о двойном каноне остается до сих пор неисследованным в учебной литературе. А между тем, если владение техникой однотемного канона считается необходимым в практике сочинения, если, с другой стороны, нередко в основу произведения кладут две темы и эти две темы, прозвучав порознь, почти неизбежно вступают в процессе разработки в контакт между собой, что требует от композитора владения техникой сочетания тем, — какие основания для того, чтобы не пойти дальше и не применить здесь в целях дальнейшего развития прием канонической имитации двух тем одновременно? Таких оснований нет, так как двойной канон может служить целям художественной выразительности, но всяком случае, в неменьшей степени, чем канон однотемный.

Если это так, необходимо при прохождении курса полифонии уделять двойному канону больше внимания, чем уделяем мы теперь, и позаботиться о подготовке хотя бы небольшого пособия по двойному канону.

Все излагаемое ниже и представляет собой первый опыт такого пособия.

По своему содержанию оно, правда, далеко выходит за рамки тех требований, какие устанавливает программа по полифонии, и может. иметь значение как самостоятельное исследование, всецело базирующееся, правда, на тех выводах и обобщениях, какие сделаны С. И. Танеевым в его «Учении о каноне» с той разницей, однако, что здесь не преследуется цель придерживаться ограничений строгого стиля.

В ноябре 1939 года состоялось обсуждение этой работы на объединенном заседании кафедры теории Московской Государственной Консерватории проф. Л. А. Мазеля и Всесоюзной конференции по полифонии.

Приношу мою благодарность участникам этого совещания за те полезные соображения, какие были высказаны об этой работе во время ее обсуждения.

Эти соображения учтены мною при подготовке работы к печати в 1940 году.

Раздел о пятии шестиголосных двойных канонах написан позднее, в январе 1946 года.

Примеры без указания имени автора написаны мною.

Апрель 1946 г. С. Богатырев
Автор
Soundrobot
Скачивания
2
Просмотры
87
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя Soundrobot

Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей

Библиотека собирает всю информацию из открытых источников и предоставляет материалы только для ознакомительных целей. Если у вас возникли вопросы или есть претензии от правообладателей Ознакомьтесь с документацией

© Soundmain.ru Ноябрь 2021 г.
Community platform by XenForo® © 2010-2021 XenForo Ltd.

Информационный ресурс soundmain.ru является общедоступным для пользователей и осуществляет свою деятельность c соблюдением действующего законодательства РФ.

Администрация soundmain.ru не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на ресурсе soundmain.ru информацию.

Администрация ресурса отрицательно относится к нарушению авторских прав на информационном ресурсе soundmain.ru.


Soundmain - Студия звукозаписи, информационный интернет-сайт.

184230 Россия, Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко 5

Контакты: +7 921 150 28 24 info@soundmain.ru

Посмотреть на карте

Звукорежиссер помогает сделать из творческого произведения "продукт", который передает заложенную автором идею слушателю. Фактически, этот специалист является связующим звеном между творчеством и технологиями, без него не обходится ни один концерт, кинофильм, театральное представление или шоу.

Звукорежиссер должен понимать акустику и физику звука, в чем могут хорошо помочь такие книги по звукорежиссуре: Modern Recording Techniques (Дэвид Майлс Хубер), Mixing Secrets For The Small Studio (Майк Сеньйор), The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording, Engineering And Production (Дэвид Гибсон), The Recording Engineer’s Handbook (Бобби Овсински);

Кроме этого, не забывайте читать статьи для звукорежиссеров, где можно почерпнуть не только информацию, но и некоторые хитрости опытных специалистов.