- Автор книги по анализу
- Бобровский В.
В основе этого научного исследования лежит функционально-динамический подход к музыкальной форме. Автор рассматривает проблему функций частей в музыкальной форме и проблему переходящих переменных музыкальных форм.
Книга предназначается для музыкантов - профессионалов, студентов консерваторий; может быть использована в качестве учебного пособия в курсе анализа музыкальных произведений.
От автора
Функциональное понимание всех процессов становленяя музыкальной формы давно получило признание в советском теоретическом музыкознании.
В работе «Музыкальная форма» Г. Катуара* период определястся как форма изложения музыкальной мысли. «О различных функциях музыкальных построений» (разрядка моя.— В. Б.) автор пишет в пятой главе этой же книги.
Вышедший в 1930 году труд Б. Асафьева «Музыкальная форма как процесс» положил начало процессуальному пониманию музыкальной формы. Кроме того, в этом выдающемся исследовании была заложена основа функционального понимания музыкальной формы, переменность ее функций.
Идея об едннстве формы и содержания и принятие последнего — руководящий принцип советской эстетикн — в сочетании с функциональным и процессуальным подходами ко всем явлениям музыкального искусства постоянно двигали вперед наше учение о форме. Большие успехи в этом отношенни связаны с нменами Л. Мазеля, Рыжнина и В. Цуккермана: в результате их деятельности в Московской консерватории в тридцатые годы вместо курса анализа форм был создан принципиально новый курс — анализ музыкальных произведений. Основой его послужили: изучение музыкальной формы в единстве с содержанием: детальное освоение процессов формообразования как процессов содержательных; углубленное исследование выразительных средств музыки и их художественного воздействия; анализ музыкального произведения хак целостного художественного организма, возникшего в определенную историческую эпоху.
Изучение композиционных структур в их историческом развитии было основано в значительной мере на функциональном понимании процессов становления музыкальной формы. Идея о переменности и сочетании функций формы также оплодотворяля те разделы курса анализа музыкальных произведений, в которых излагались вопросы о связях форм друг с другом о соединении их между собой, и особенно в учении о свободных (смешанных) формах.