- Автор книги по анализу
- Бобровский В.
В. Бобровский
К ВОПРОСУ О ДРАМАТУРГИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ
(Теоретический этюд)
Понятие «музыкальная драматургия» в отношении несценических — симфонических и камерных — жанров
получило все права гражданства и широко применяется во всех музыкально-теоретических трудах. Вместе с тем до сих пор данный термин трактуется по-разному. Известна формулировка Т. Ливановой: «Под музыкальной драматуртией мы будем понимать такой принцип темообразования и развития, который вырастает до степени большой эстетической закономерности контраста и единства, характерной для
композиционной единицы и цикла в определенных стилях»!. Это ценное и верное определение, однако, ставит проблему в самом широком обобщении и не может быть без дополнительных соображений применено при
анализе конкретных музыкальных произведений. Кроме того, в нем не разделяются закономерности драматургического и композиционного порядков. Между тем такого рода разграничение чрезвычайно важно, что станет ясно из дальнейшего.
Предмет предлагаемой вниманию читателя статьи несколько иной — драматургия музыкальной формы как один из активных действующих факторов ее становления. Необходимо определить существо этого понятия, его связь с другими компонентами. Само собой разумеется, что решить данную область теории хоть
сколько-нибудь широко можно лишь в развернутом историко-стилистическом исследовании. В кратком же
анализе существа сформулированного выше понятия возможно лишь его предварительное освещение.
В книге автора этого теоретического этюда — «О переменности функций музыкальной формы» сформулирован ряд понятий: «музыкальная форма как принцип», «музыкальная форма как данность», система функций — от «общих логических» до «специальных композиционных». При этом было затронуто понятие «драматургические функции». Теперь при рассмотрении более фундаментальной проблемы о драматургии музыкальной формы в целом необходимо напомнить о высказанных ранее положениях и от них перейти к теоретическому обоснованию основной идеи данной статьи.
Согласно ее плану, после вводного раздела освещается само понятие драматургических функций, разбираются {формы их действия и взаимоотношения с композиционными функциями. В заключительном разделе дана попытка строгой систематизации разобранных явлений, и, наконец, в качестве рабочей гипотезы дано определение самого понятия «драматургия музыкальной формы».