- Автор книги по теме гармония - теория
- Бершадская Т.С.
Автор книги — Заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории, заведующая секцией гармонии, известный ученый, труды которого охватывают широкий спектр вопросов теоретического музыкознания. В настоящее издание вошли статьи разных лет, в ретроспективном соседстве демонстрирующие читателю стройность, единство и соподчиненность научных установок автора. Сборник включает статьи по проблемам теории музыки, лада и гармонии, работы по фольклору. Впервые публикуются исследование об аналогиях вербального языка и языка музыкального. Отдельный раздел сборника составляют воспоминания автора.
Книга адресована музыковедам и музыкантам-профессионалам, интересующимся вопросами теоретического осмысления музыкального искусства.
От автора
В предлагаемом читателю издании собраны статьи, написанные мною за почти полувековую научную деятельность. Самая «старшая» из них — «О многоголосии русской народной песни», опубликованная в 1959 году, написана еще раньше, «по мотивам» диссертации, защищенной в 1954 году. Самая «младшая» — «О некоторых аналогиях в структурах языка вербального и языка музыкального» — закончена несколько месяцев назад. Отваживаясь на их публикацию в близком соседстве, я вполне отдаю себе отчет в том, что прошедшие десятилетия не могли не отразиться на терминологии, а порой, в деталях, и самой концепции, сложившейся в том виде, который на сегодняшний день я могу считать для себя окончательным, лишь к концу 70-х — началу 80-х годов. Некоторые (особенно самые ранние) грешат категоричностью суждений, прямолинейностью выводов.
Тем не менее, пересмотрев все, мною написанное, я не без удовлетворения могу отметить, что некоторые принципиальные установки моих научных положений проступали уже в самых первых опусах, и, пусть окончательно терминологически не оформленные, явно намечали путь к концепции «Лекций по гармонии» (Л., 1978; Л., 1985) и более поздней работы «Гармония как элемент музыкальной системы» (СПб., 1997). Эти установки можно обобщить, обозначив как стремление:
1) к выверенности классификационных признаков, четкости установления аспектов, рядов, уровней;
2) к первичности функции перед структурными признаками в определении сущности явлений;
3) как следствие первого и второго пунктов — к четкости, непротиворечивости терминологии.
Поскольку статьи печатались в разное время и в разных изданиях, в них могут встретиться «повторы на расстоянии», а также некоторые изменения терминологии, о самых существенных из которых следует сказать более подробно. Таких изменений два.
1. Лады, в ранних работах обозначенные как мелодические, вдальнейшем получают название монодических. Такой термин, родившийся в результате долгих размышлений, представляется более адекватным сущности этих особых систем, ибо мелодия — категория более широкая и более общая, чем монодия. Специфичность же рассматриваемых систем заключается впринципиально одноголосной природе породившего их музыкального текста, в котором тоны предстают как самозначащие, не подразумевающие аккордово-гармонического подтекста единицы.
2. Мажорно-минорная система как самостоятельный термин, не совпадающий с термином более привычным — «мажоро-минорная система». Это разделение, предложенное Ю. Н. Холоповым и принятое мною в более поздних работах, представляется оправданным и удобным и призвано различать частно-конкретный случай объединения одноименных и параллельных ладов при единой тонике (мажоро-минор) от определения всей классической ладогармонической системы как некоего общего функционального принципа ладовой организации (мажорно- минорная система).
Автор горячо благодарит своих учеников, содействовавших выходу книги в свет: Е.Л. Александрову, Л. Ю. Гуральника, А. В. Денисова, О. В. Рудневу, Е. В. Титовуи Д. В. Шутко.
Санкт-Петербург, 2004