PDF | Бершадская Т. С. Статьи разных лет | Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей
Автор книги по теме гармония - теория
  1. Бершадская Т.С.
RGUB-BIBL-0000419399-large.jpg


Автор книги — Заслуженный деятель искусств России, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории, заведующая секцией гармонии, известный ученый, труды которого охватывают широкий спектр вопросов теоретического музыкознания. В настоящее издание вошли статьи разных лет, в ретроспективном соседстве демонстрирующие читателю стройность, единство и соподчиненность научных установок автора. Сборник включает статьи по проблемам теории музыки, лада и гармонии, работы по фольклору. Впервые публикуются исследование об аналогиях вербального языка и языка музыкального. Отдельный раздел сборника составляют воспоминания автора.

Книга адресована музыковедам и музыкантам-профессионалам, интересующимся вопросами теоретического осмысления музыкального искусства.

От автора

В предлагаемом читателю издании собраны статьи, написанные мною за почти полувековую научную деятельность. Самая «старшая» из них — «О многоголосии русской народной песни», опубликованная в 1959 году, написана еще раньше, «по мотивам» диссертации, защищенной в 1954 году. Самая «младшая» — «О некоторых аналогиях в структурах языка вербального и языка музыкального» — закончена несколько месяцев назад. Отваживаясь на их публикацию в близком соседстве, я вполне отдаю себе отчет в том, что прошедшие десятилетия не могли не отразиться на терминологии, а порой, в деталях, и самой концепции, сложившейся в том виде, который на сегодняшний день я могу считать для себя окончательным, лишь к концу 70-х — началу 80-х годов. Некоторые (особенно самые ранние) грешат категоричностью суждений, прямолинейностью выводов.

Тем не менее, пересмотрев все, мною написанное, я не без удовлетворения могу отметить, что некоторые принципиальные установки моих научных положений проступали уже в самых первых опусах, и, пусть окончательно терминологически не оформленные, явно намечали путь к концепции «Лекций по гармонии» (Л., 1978; Л., 1985) и более поздней работы «Гармония как элемент музыкальной системы» (СПб., 1997). Эти установки можно обобщить, обозначив как стремление:

1) к выверенности классификационных признаков, четкости установления аспектов, рядов, уровней;
2) к первичности функции перед структурными признаками в определении сущности явлений;
3) как следствие первого и второго пунктов — к четкости, непротиворечивости терминологии.

Поскольку статьи печатались в разное время и в разных изданиях, в них могут встретиться «повторы на расстоянии», а также некоторые изменения терминологии, о самых существенных из которых следует сказать более подробно. Таких изменений два.

1. Лады, в ранних работах обозначенные как мелодические, вдальнейшем получают название монодических. Такой термин, родившийся в результате долгих размышлений, представляется более адекватным сущности этих особых систем, ибо мелодия — категория более широкая и более общая, чем монодия. Специфичность же рассматриваемых систем заключается впринципиально одноголосной природе породившего их музыкального текста, в котором тоны предстают как самозначащие, не подразумевающие аккордово-гармонического подтекста единицы.

2. Мажорно-минорная система как самостоятельный термин, не совпадающий с термином более привычным — «мажоро-минорная система». Это разделение, предложенное Ю. Н. Холоповым и принятое мною в более поздних работах, представляется оправданным и удобным и призвано различать частно-конкретный случай объединения одноименных и параллельных ладов при единой тонике (мажоро-минор) от определения всей классической ладогармонической системы как некоего общего функционального принципа ладовой организации (мажорно- минорная система).

Автор горячо благодарит своих учеников, содействовавших выходу книги в свет: Е.Л. Александрову, Л. Ю. Гуральника, А. В. Денисова, О. В. Рудневу, Е. В. Титовуи Д. В. Шутко.

Санкт-Петербург, 2004
Автор
Soundrobot
Скачивания
1
Просмотры
79
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя Soundrobot

Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей

Библиотека собирает всю информацию из открытых источников и предоставляет материалы только для ознакомительных целей. Если у вас возникли вопросы или есть претензии от правообладателей Ознакомьтесь с документацией

© Soundmain.ru Ноябрь 2021 г.
Community platform by XenForo® © 2010-2021 XenForo Ltd.

Информационный ресурс soundmain.ru является общедоступным для пользователей и осуществляет свою деятельность c соблюдением действующего законодательства РФ.

Администрация soundmain.ru не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на ресурсе soundmain.ru информацию.

Администрация ресурса отрицательно относится к нарушению авторских прав на информационном ресурсе soundmain.ru.


Soundmain - Студия звукозаписи, информационный интернет-сайт.

184230 Россия, Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко 5

Контакты: +7 921 150 28 24 info@soundmain.ru

Посмотреть на карте

Звукорежиссер помогает сделать из творческого произведения "продукт", который передает заложенную автором идею слушателю. Фактически, этот специалист является связующим звеном между творчеством и технологиями, без него не обходится ни один концерт, кинофильм, театральное представление или шоу.

Звукорежиссер должен понимать акустику и физику звука, в чем могут хорошо помочь такие книги по звукорежиссуре: Modern Recording Techniques (Дэвид Майлс Хубер), Mixing Secrets For The Small Studio (Майк Сеньйор), The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording, Engineering And Production (Дэвид Гибсон), The Recording Engineer’s Handbook (Бобби Овсински);

Кроме этого, не забывайте читать статьи для звукорежиссеров, где можно почерпнуть не только информацию, но и некоторые хитрости опытных специалистов.