- Автор книги по теме гармония - теория
- Бершадская Т.С.
Предисловие к первому изданию
Предлагаемая работа представляет собой запись курса лекций по гармонии, читаемого автором в Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории. «Лекции» обращены к студентам — композиторам н музыковедам, имеющим теоретическую и практическую подготовку в объеме музыковедческого отделения музыкального училища.
Работа делится на две части. Первая часть посвящена изложению теоретических проблем гармонии, вторая содержит краткий обзор основных этапов эволюции гармонического мышления.
Жанр настоящей книги, отличающейся по своей направленности от пособия типа учебника, обусловнл ряд особенностей изложения. В частности автор ие стремился к одинаково подробному рассмотрению всех проблем, встающих в курсе гармонни. Вопросы, достаточно разработанны в уже изданных пособиях или получившие в отдельных исследованиях освещение, с которым автор «Лекций» полностью согласен, изложены кратко, порой даже конспективно, тезисно, с соответственными ссылкамн на источники. Напротив, темы, недостаточно раскрытые в литературе или получающие в данной работе толкование, расходящееся с традиционным, изложены наиболее подробно.
Исходя из основной установки вузовского обучения — воспитывать самостоятельность мышления студента, развивать его пытливость_ и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения,— автор «Лекций» не стремился к изложению только апробированных н общепризнанных истин. Не отказываясь от традиционных положений ин формулировок в тех случаях, когда они представляются верными и не входящими в противоречие с живой музыкальной практикой, автор в то же время не чуждается высказывания и гипотетических, подчас дискусснонных положений (разумеется, эта дискуссионность в каждом случае специально оговаривается). Отталкиваясь от существующих трудов по проблемам гармонии, автор предлагает свое понимание музыкального склада, гармонии, лада нт п, но излагает свою точку зрения в полемике с другими взглядами, аргументируя возникающие критические соображения. К такому же методу «рождения истины в споре» автор считает целесообразным приучать и студентов.
В своих теоретических установках автор основывается на учении Ю. Н. Тюлина (проблемы гармонин) и С. Кушнарева (проблемы лада). В определьйии лада как категории, отличной от тональности, отправной точкой служит концепция Б. Л. Яворского. В построении курса автор опирается на план, созданный Н. Г. Привано. В раскрытни некоторых тем нспользуются отдельные положения советских и зарубежных теоретиков Л. А. Мазеля, Ю. Н. Холопова, С. С. Скребкова, Э. Курта, П. Хиндемита, А. Шёнберга, О. Мессизна и др. (см. библиографический перечень).
Материал, изложенный в книге, в основных своих положениях был сформулирован в виде «Проспекта курса гармония для заочных отделений теоретико-композиторских факультетов консерваторий» в 1966 году и тогда же обсужден на заседании кафедры теории музыки ЛОЛГК (рецензенты: заведующий кафедрой и. о. профессора Н. Г. Привано, и. о. профессора Т. Г. Тер-Мартиросян и преподаватель А. И. Климовицкий). Многие положения работы (прежде всего это касается проблем лада) нашлн свое отражение в вышедших за прошедшие годы статьях автора — таких, как «О гармонии Рахманинова» (1966), (1971), <К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни» (1972 г.; публикация «Проблемы ладовой классификации» доклада на всесоюзном симпозиуме по Проблемам лада в Ленинградском отделении ССК, 1965 г.), а также в докладах н сообщениях на различных научных и методических конференциях. Таким образом, оснонное содержание книги сложилось около десяти лет назад, За это время был издан ряд работ других авторов, посвященных тем же или тесно примыкающим проблемам. В первую очередь здесь следует назвать исследование Л. А. Мазеля «Проблемы классической гармонии», книгу Р. Рети «Тональность в современной музыке» и работы Ю. Н. Холопова «Современные черты гармонии Прокофьева» и «Очерки современной гармонии». Если с установками Ю. И. Холопова «Лекции» во многом расходятся, то с работами Р. Рети и Л. А. Мазеля в них можно найти много точек соприкосновения. В случаях подобных совпадений везде сделаны соответствующие ссылки. Кроме того, подробный перечень литературы дан в конце работы. Ссылки на литературу в тексте обозначаются сокращенно: цифра, напечатанная курсивом (например, /00), указывает номер, под которым данный источник числится в библнографнческом списке, Ссылки на разделы настоящих «Лекций» также даются сокрашенно (например, ТА-2-1), причем римская цифра указывает часть, буква — отдел, арабские цифры, соответственно,— тему н параграф.
Автор приносит глубокую благодарность всем товарищам по кафедре, ценные замечания и критические соображения которых помогли ему в работе.
Предисловие ко второму изданию
Во втором издании исходные теоретические установки кннги остались без изменений. В то же время в текст внесены дополнения и некоторые изменения.
В 1 части в отделе А более широко раскрыто понятие музыкальной ткани, детальнее изложен параграф о монодии, добавлены суждения о гетерофонии в профессиональной музыке, несколько упрошена классификация петерцовой аккордики. В отделе Б полнее изложены вопросы о предпосылках ладового чувства и о параллелях с синтаксическими законами речи, больше подчеркнута роль звукоряда как элемента ладовой системы, выделен в самостоятельный параграф вопросе об элементах лада, шире поставлена проблема соотношений дкатоники и хроматики. В отделе В дополнен раздел о ладовой модулянии, приведены и проанализированы прнмеры на модуляцию не только наклонения, но и всей системы в целом. В отделе Г добавлен параграф о полиладовости. Во 2 части несколько расширена тема 1, более детально рассмотрен вопрос о формообразующий роли гармончии в после бетховенскую эпоху, внесены дополнения в тему 5.
Сделанные дополнения повлекли за собой некоторые изменения в положении ради большей его последовательности.
В настоящем изданин уточнены некоторые формулировки — определения лада, аккорда н др. По возможности учтена появившаяся после первого издания книги литература. Введены новые нотные примеры.
Работа над вторым изданием проводилась с учетом замечаний и пожеланий, содержащихся в письменных и устных отзывах на книгу. Автор выражает глубокую признательность рецензенту Н. С. Гуляинцкой, а также всем отозвавшимся на появление книги в печати. Сердечные слова благодарности автор обращает редактору книги А. В. Вульфсону за творческую помощь в работе над обоими изданиями книги.