PDF - Берков В.О. Пособие по гармоническому анализу - Издание второе 1966г. | Soundmain
Берков В.О. Пособие по гармоническому анализу - Издание второе 1966г.

PDF Берков В.О. Пособие по гармоническому анализу - Издание второе 1966г. 2021-09-28

RGUB BIBL 0000749635 large


На занятиях по музыкально-теоретическим предметам в вузах и в училищах образцы советской музыки звучат относительно редко, не занимают: еще подобающего им места.

Одной из причин такого положения является отсутствие соответствующих пособий. Ведь для того чтобы включить в курсы гармонии, сольфеджио, полифонии или анализа тот или иной пример из советской музыки, нужно, чтобы этот пример отвечал определенным учебным требованиям, чтобы он ярко и убедительно иллюстрировал именно данную тему, данный раздел курса.

В течение многих лет сложились определенные традиции методически-целесообразного использования образцов классической музыки — русской и зарубежной: примеры, популярные на курсах гармонии, анализа и других предметов, отобраны самой педагогической практикой. Подобные педагогические традиции в области советской музыки еще не успели сложиться.

Настоящая работа стремится хотя бы отчасти содействовать дальнейшему внедрению советской музыки в учебную практику. Работа предназначена для общих курсов гармонии в вузах (пианисты, струнники и др.), но может быть использована и на специальном курсе, а также на уроках гармонии в училищах. Эти сравнительно широкие возможности в применении пособия объясняются тем, что подобранные образцы могут быть проанализированы с различной степенью глубины и детальности, а приведенные комментарии дополнены или сокращены педагогом.

Примеры из советской музыкальной литературы даются в соответствии с курсом гармонии; Это позволит лучше и удобнее использовать пособие на практике. Однако в работе охвачены далеко не все темы, и последовательность их изложения не во всем совпадает с тем или иным учебником гармонии (например, бригады ‚МГК). Подобные отличия вполне возможны в пособиях по гармоническому анализу, являющемуся одним из способов изучения гармонии и обладающему рядом своих специфических задач. Не входя в обсуждение этого вопроса, заметим лишь, что знакомство с отдельными аккордами, последовательностями в гармоническом анализе часто опережает применение их, например, в письменных работах, а также их более глубокое теоретическое обоснование на лекциях.

Пособие состоит из нескольких крупных разделов, которые в свою очередь делятся на параграфы.

С большей или меньшей полнотой представлены такие важные проблемы курса гармонни, как лад, модуляция и отклонения, альтерация, органный пункт.

Пособие содержит 183 примера и пояснительный текст. Образцы заимствованы из русской советской музыки. Включение примеров также из музыки композиторов братских республик потребовало бы значительного расширения намеченного объема работы. Но из указанным ограничением составление данного пособия
представляло значительные трудности, так как пока еще у нас сравнительно немного сделано в области изучения музыкального языка и, в частности, гармонии даже таких крупнейших советских композиторов, как Мясковский, Прокофьев, Шостакович.

Мы стремились дать примеры разных жанров: симфоний и опер, балетов, ораторий и кантат, хоров, романсов и массовых песен, концертов, квартетов и других камерных ансамблей, произведений для фортепиано.

Все образцы инструментальной музыки даны в фортепианном переложении, иногда четырехручном.

Вследствие недостатка места, к сожалению, не всегда удавалось давать примеры такой протяженности, как это было бы желательно для их наиболее широкого и полного восприятия.

Пояснительный текст содержит краткие методические замечания для педагога, теоретические объяснения для учащихся и, наконец, комментарии к предлагаемым музыкальным образцам.

Большая или меньшая подробность в изложении пояснений диктуется каждый раз определенными соображениями. Например, нисходящей альтерации ступени минора уделяется больше места, чем обычно лучше знакомой учащимся нисходящей альтерации ступени.

Несколько слов о пояснениях к музыкальным примерам, содержащим краткие гармонические анализы.

Задачи подобных анализов исключают возможность охвата всего богатства гармонии каждого данного примера или, тем более, глубокого, всестороннего изучения музыкального языка.

Исходя из особенностей пособия, было бы неуместно предлагать так называемые целостные анализы,хотя бы потому, что для этого надо было бы рассматривать произведение в целом (симфонию или по крайней мере ее часть, оперу или по меньшей мере сцену, арию т.п.).

Помня о главной цели пособия — внедрении образцов советской музыки в практику преподавания гармонии,— следует признать, что теоретическое изучение особенностей, характерных черт гармонического стиля советских композиторов является в данном случае сопутствующим, но не основным моментом.

Учебное предназначение аналитических комментариев предопределяет также то, что они в значительной мере описательны. Анализы должны помочь учащимся более тщательно подготовиться к очередному занятию, более основательно ознакомиться со сравнительно мало известной или вовсе. неизвестной им музыкой. Кроме того, можно надеяться, что, разобравшись при нашей помощи в гармонии того или иного образца советской музыки, учащиеся откажутся от довольно распространенного в их среде мнения о крайней, чрезмерной сложности, недоступности для понимания современного гармонического языка. Наконец, более подробное описание примеров должно помочь учащимся в их дальнейшем самостоятельном изучении гармонии соответствуюших произведений.

Советская музыка реалистического направления, как хорошо известно, творчески развивает и обогащает классические традиции. В музыке русских советских ком- позиторов, естественно, важнейшее значение имеет творческая разработка богатств русского классического музыкального наследия, народной песни. В пособии мы неоднократно отмечаем связи приводимых образцов совет- ской музыки с музыкальной классикой, `а также с народной песней.

Среди практических работ по курсу гармонии гармоническому анализу принадле- жит особое место: именно занимаясь анализом, мы наиболее близко общаемся с про- изведениями искусства. Поэтому гармонический анализ способен доставлять такое непосредственное удовлетворение учащимся и педагогам, поэтому так велико его: эстетическое значение.

Конечной целью гармонического анализа на высшей ступени обучения является познание гармонии произведения в связи с мелодией и другими элементами музыкального языка, в связис формой и содержанием. Составной частью такого разностороннего и углубленного анализа является характеристика особенностей гармонического стиля, что требует ряда сравнений, сопоставлений с другими музыкальными
произведениями. Однако и на вузовском специальном курсе гармонии не каждое очередное задание по анализу должно быть выполнено с соблюдением всех перечисленных требований. Отдельные анализы могут быть сделаны более кратко или отличать- ся чисто тренировочным характером.
Автор
SoundMain
Скачивания
223
Просмотры
2,619
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху