PDF - Банникова И.И. Гармония и музыкальная форма эпохи барокко | Soundmain
Банникова И.И. Гармония и музыкальная форма эпохи барокко

PDF Банникова И.И. Гармония и музыкальная форма эпохи барокко 2021-08-27

2021 08 27 08 16 17


Гармония и музыкальная форма эпохи барокко: учебное пособие для студентов направления подготовки 073100 Музыкально- инструментальное искусство (бакалавриат) / И.И. Банникова. –Орел : Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2012. – 99 с., нот.

В учебном пособии рассматриваются стилевые закономерности музыки эпохи барокко (XVII-первая половина XVIII века): стилеобразующие художественные идеи эпохи и их отражение в тонально-гармонических и композиционных структурах музыки барокко. Материал пособия предназначен для изучения дисциплин «Стилевая гармония» и «Стилевой анализ», а также может быть использован для формирования содержательного стилевого подхода к исполнению музыки этого периода в дисциплинах профессионального цикла направления подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство (бакалавриат).

Издание адресовано студентам и преподавателям высших и средних музыкальных учебных заведений, музыкантам-исполнителям, всем интересую- щимся проблемами музыкального стиля.

Введение

Понятие «музыкальный стиль» прочно вошло в современный научно- исследовательский, музыкально-педагогический и исполнительский понятийный аппарат. Музыканты-педагоги говорят о «стилевом подходе в обучении», музыканты-исполнители – о «стильном исполнении». Задача воспитания стилевой культуры лежит в основе таких специальных музыкально-теоретических дисциплин, как «Стилевая гармония и «Стилевой анализ». В учебном плане об- разовательной программы «Музыкально-инструментальное искусство» эти дисциплины призваны углубить и расширить профессиональные знания студентов-бакалавров в области предметов базовой части цикла «История и теория музыкального искусства» – «Гармония» и «Музыкальная форма».

Принцип историко-стилевого подхода характеризует содержание всех базовых дисциплин как музыкально-теоретического, так и профессионального цикла и имеет определяющее значение для современной музыкальной педагогики. Важность воспитания стилевой исполнительской культуры музыкантов-бакалавров особо подчеркнута в Государственном стандарте ВПО третьего поколения по направлению подготовки 073100 Музыкально-инструментальное искусство (2011 г.) В связи с этим в образовательной программе ставится задача формирования следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

  • способность «осмысливать развитие музыкального искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими, эстетическими идеями конкретного исторического периода» (ОК-3);
  • умение «постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте» (ПК-5);
  • «совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения» (ПК-7).

В учебном пособии «Гармония и музыкальная форма эпохи барокко» всесторонне рассматривается музыкальный стиль художественного направления и исторической эпохи XVII-первой половины XVIII вв. Автору было важно представить закономерности звуковысотной организации и музыкальной композиции не как сумму типичных, узнаваемых технических приемов, а как отражение художественных идей и эстетических воззрений эпохи, индивидуальных особенностей мироощущения композиторов, творивших в это время. Такой смысловой, содержательный подход лежит и в основе работы музыканта-исполнителя над стилем произведения. Известный пианист и педагог Я.И. Мильштейн отмечал, что путь к стильному исполнению лежит через «исследование музыкальных стилей, проникновение вглубь до самых корней произведения, изучение человека, создавшего его, эпохи, создавшей этого человека, жизни эпохи во всех ее проявлениях (...) В каждой мелочи, в каждом эмоциональном побуждении, в каждом душевном оттенке, во всем – сказывается стиль, манера восприятия, выражение автора, его среды, его времени... Все это распространяется на ритм, гармонию, фразировку, артикуляцию, словом, на все элементы музыкального языка. Исполнитель не должен игнорировать данное обстоятельство».

Музыкальный стиль эпохи барокко, которому посвящено данное пособие, многообразно представлен в учебном репертуаре спецдисциплин направления «Музыкально-инструментальное искусство». Это произведения И.С. Баха, Г.Ф. Генделя, Д. Скарлатти, Г. Пёрселла, Ф. Куперена, Ж. Рамо и др. Практическая направленность теоретического материала учебного пособия на обучение музыкантов-исполнителей особенно важна для автора. Привлечение для изучения и анализа стилевых закономерностей произведений, над которыми идет исполнительская работа по специальности, вызывает особую заинтересованность и мотивацию студента, что, в свою очередь, способствует созданию собственной содержательной трактовки исполняемого произведения.

Содержание учебного пособия отражает современный уровень знаний и представлений о стиле эпохи барокко. Оно создано с использованием учебных и исследовательских материалов, среди которых важнейшими автор считает такие, как: «Лекции по гармонии» Т.С. Бершадской (1978), «Гармония. Практический курс» Ю.Н. Холопова (2003), «Гармония в западноевропейской музыке (IX- начало XX века)» Л.С. Дьячковой (2009), «Формы музыкальных произведений» В.Н. Холоповой (1999), «Форма в музыке XVII-XX веков» Т.С. Кюрегян (2003), «Анализ музыкальных произведений» Г.В. Заднепровской (2003).

Раскрытию особенностей музыкального стиля барокко в содержательно- смысловых аспектах способствовали исследования: «Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики» М.Н. Лобановой (1994), «Теория музыкального содержания» А.Ю. Кудряшова (2006), «Музыкальное содержание в контексте культуры» Л.П. Казанцевой (2009). Расшифровке утраченных в настоящее время смыслов музыки эпохи барокко посвящены ис-следования творчества И.С. Баха: Б.Л. Яворского, Р.Э. Берченко, В.Б. Носиной, Н.П. Цивинской, Л.И. Дугиной.

Для современного музыканта, воспитанного на звучании и изучении классико-романтической музыки, эпоха барокко таит в себе множество утраченных и «нечитаемых» сегодня образных смыслов, своеобразных приемов композиторской техники. Специалисты, исследовавшие стиль этой эпохи, подчеркивают, с одной стороны, ее переходный характер между стилями Возрождения и венского классицизма, во многом подготовившем закономерности последующих эпох, а с другой – ее автономный музыкальный стиль, чьи осо- бенности можно понять только на основе своеобразия идей этой эпохи. «В поисках утраченного смысла» – так назвал свое исследование творчества И.С. Баха, величайшего композитора эпохи барокко, Р.Э. Берченко, и эта фраза должна стать ключевой для взгляда на эпоху, как с точки зрения ученого, так и музыканта-педагога, музыканта-исполнителя. В связи с этим музыкальный стиль барокко рассматривается в данном пособии с точки зрения специфики его содержания, а стилевые особенности на уровне организации гармонии и формы – как его смысловые элементы. Именно такая позиция, на наш взгляд, будет способствовать формированию у студентов профессионально грамотного, обоснованного подхода к стилевому исполнению произведений данной эпохи.

Структура учебного пособия содержит три главы.

В первой главе «Музыкальный стиль эпохи барокко» дается его общая характеристика, рассматриваются вопросы происхождения термина «барокко», исторической эволюции представлений об этом стиле, дается периодизация эпохи, охарактеризованы особенности стиля барокко в других видах искусства. Как стилеобразующие рассмотрены основные художественные и эстетические идеи эпохи: инвенторство, теория аффектов, словарь музыкально-риторических фигур, особенности претворения категорий пространства,времени и движения в музыке. Затронут вопрос о проявлении индивидуального стиля композитора в эпоху барокко на примере сопоставительной характеристики произведений И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.

Вторая глава «Гармония эпохи барокко» посвящена анализу особенностей гармонического стиля в связи с характерными чертами содержания музыкального стиля эпохи в целом. Рассмотрены специфические формы музыкального склада, проявление черт модальности и становление классической тональности, характерные черты аккордики и формирование функциональной гармонической системы. Отдельная характеристика дана такому специфическому явлению эпохи барокко, как техника basso continuo. Особое внимание обращено на два полюса барокко: с одной стороны, идеи свободы и дерзости эксперимента – на примере «гармонических странностей» индивидуального стиля музыки Д. Скарлатти, с другой, идеи порядка – на примере первого в истории музыки «Учения о гармонии» Ж.-Ф. Рамо. Отдельный раздел главы посвящен вопросам гармонии и формообразования: на конкретных аналитических примерах рассмотрены закономерности тональных планов типовых музыкальных форм барокко.

В третьей главе «Музыкальные формы эпохи барокко» специфические черты формообразования также рассматриваются в связи с художественными особенностями стиля барокко. Знания о строении классических музыкальных форм, которые студенты получают, пройдя базовый курс музыкальной формы, помогают рассматривать некоторые формы барокко как «предтечи» будущих классических композиций, среди них: малая трехчастная, старосонат- ная форма, составные сложные формы, рондо. В характеристике других форм барокко сделан акцент на их специфичности и характерности для музыки своей эпохи, это формы: период типа развертывания, барочная двухчастная, форма bar, концертная форма, вариации на basso ostinato. Отдельный раздел главы посвящен типичным циклическим формам барокко, таким как концерт, соната, сюита, прелюдия и фуга.

Каждая глава учебного пособия завершается списком контрольных вопросов, призванных проверить усвоение содержания основных тем и понятий. В конце каждой главы также даны практические и творческо- исследовательские задания по изучению стилевых закономерностей эпохи барокко. Музыкальный материал практических заданий непосредственно связан с учебным репертуаром студентов, обучающихся по направлению «Музыкально-инструментальное искусство». Для самостоятельной работы студентов вторая и третья главы содержат поэтапный план стилевого анализа – соответственно, гармонического и композиционного, на основе которого каждый студент может проанализировать произведения, над которыми идет работа в классах спецдисциплин.

Учебное пособие имеет нотное приложение, в котором даны примеры музыкально-риторических фигур барокко, возможные варианты расшифровки техники basso continuo. Как материал для анализа приведены несколько четырехголосных Хоралов И.С. Баха. Темы протестанских хоралов из сборника Баха предложены для гармонической стилизации закономерностей эпохи барокко.

Завершается пособие списком основной и дополнительной литературы, которая должна служить основой для самостоятельной работы студентов.
Автор
SoundMain
Скачивания
288
Просмотры
2,329
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху