- Автор книги по анализу
- Арутюнов Д. А.
В книге исследуются вопросы теории музыкальной формы Чайковского, выясняются особенности структуры его сочинений, систематизируются примеры из его произведений. Автор приводит высказывания композитора о формах, жанрах, выразительных средствах музыки.
Предназначается в первую очередь преподавателям и студентам, изучающим курс анализа музыкальных произведений, а также широкому кругу музыкантов.
ОТ АВТОРА
В многогранной творческой деятельности П. И, Чайковского важное место занимала педагогическая работа. Как известно, в 1866 году, сразу же после окончания Петербургской консерватории он был приглашен Н. Г. Рубинштейном на должность профессора во вновь открывшуюся Московскую консерваторию, в которой
проработал 12 лет.
Первые четыре года П. И. Чайковский вел класс свободного сочинения (так называемый курс «специальной теории»), а также элементарную теорию и гармонию у композиторов и исполнителей.
С 1869 года он преподает музыкальную форму, а с 1870 — и инструментовку (вместо элементарной теории). Об интенсивности педагогической работы композитора свидетельствует учебная нагрузка, колеблющаяся от 20 до 27 часов в неделю. Ежегодно у Чайковского обучались по музыкально-теоретическим дисциплинам от 60 до 90 студентов. Таким образом, за годы преподавания в Московской консерватории через руки Чайковского прошло свыше 400 учеников разных специальностей. .
Нужды педагогического процесса обусловили обращение композитора к созданию учебно-методической литературы. В 1871 году он пишет первый русский учебник гармонии — «Руководство к практическому изучению гармонии» (изданный П. И. Юргенсоном в 1872 году). Три года спустя, переработав его, Чайковский издает «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России».
Еще в 1865 году, занимаясь в классе А. Г. Рубинштейна по композиции и инструментовке, Чайковский по совету своего учителя перевел изданное двумя годами ранее в Париже «Руководство к инструментовке Ф. О. Геварта», добавив к примерам, принадлежащим автору, ряд образцов из музыки Глинки. А в 1868 и 1869 годах он осуществил переводы «Жизненных правил и советов молодым музыкантам» Р. Шумана и «Музыкального катехизиса» И. Лобе. В письме к М. И. Чайковскому от 12’октября 1869 года он сообщает: «Приготавливаю лекции моего нового курса форм» (34, 179), из письма же 1880 года к Н. Ф. фон Мекк узнаем о неосуществленном намерении Чайковского написать учебник истории русской музыки (38, 262).
Все это дает полное основание утверждать, что своими трудами, плодотворной педагогической деятельностью П. И. Чайковский заложил фундамент музыкально-теоретического образования в Московской консерватории и создал композиторскую школу.
Судя по многочисленным высказываниям, у него была вполне сложившаяся система взглядов на теоретическое образование музыкантов различных специальностей. Большое значение, которое придавал Чайковский музыкально-теоретическим дисциплинам в формировании музыканта, а также выдающиеся художественные достоинства самой музыки великого мастера с ее редкостным жанровым и композиционным разнообразием подсказали идею создания учебно-методического пособия, которое бы существенно
дополняло и систематизировало связанные с музыкальной формой композитора материалы, содержащиеся в различных трудах.
И хотя из-за ограниченного объема издания охвачены здесь не все темы курса (например, нет специальных глав о роли гармонии и фактуры, об оперных формах, о соотношении слова и музыки в вокальных сочинениях композитора) и большинство из них изложено сжато, все же книга может дать представление о применении, специфических особенностях и трактовке Чайковским тех или иных музыкальных форм и отдельных средств выразительности.
В контексте проблематики работы представлялось целесообразным использовать из обширного музыкально-критического наследия, писем великого русского композитора некоторые из его высказываний о музыкальных формах и жанрах, выразительных средствах, психологии слушательского восприятия, творческом
процессе.
Материалы предлагаемого учебного пособия могут быть рекомендованы для занятий по курсу анализа музыкальных произведений на теоретико-композиторском и исполнительском факультетах консерваторий и училищ.
Автор считает свонм приятным долгом выразить благодарность членам кафедры теории музыки Московской консерватории имени П. И. Чайковского докторам искусствоведения, профессорам. . В. В. Протопопову, Е. В. Назайкинскому, Г. В. Григорьевой, М. С. Скребковой-Филатовой и кандидату искусствоведения, доценту А. Н. Мясоедову за участие в обсуждении текста книги
при подготовке ее к изданию.