- Автор книги по анализу
- Аренский А. С.
Предисловие
Сознательное отношение к музыкальным произведениям, понимание их формы, гармонического и контрапунктического построения, возможно только при основательном знании теории музыки, следовательно, изучение этой науки необходимо, как для композитора, так и для исполнителя. Так как подробное изучение теории требует весьма много времени, то в Консерваториях, где знание ея обязательно для всех лиц, оканчивающих полный курс, существуют две программы теоретических классов: одна из них для лиц, посвятавших себя специально изучению теория композиции, другая—для обучающихся специально пению или игре ина каком нибудь инструменте. Программы эти в начале одинаковы: элементарная теория и следующая за ней гармония проходятся теоретиками, певцами и инструменталистами вместе, далее теоретики изучают контрапункт строгого стиля, затем контрапункт свободного стиля (канон и фугу) и, наконец, поступают в последний класс свободного (или практического) сочинения, разделенный на 2 годичных курса. Все предметы, следующие за классом гармонии, проходятся певцами и инструменталистами в один год. Этот сокращенный курс называется в московской Консерватории классом энциклопедии музыки, а в петербургской— классом контрапункта и форм. Несмотря на то, что этот класс существует почти с самого основания Консерваторий, т. е. 25 лет, до сих пор не было издано ни одного учебника, который заключал бы в себе полный объем его курса.
Это обстоятельство принудило меня составить предлагаемое руководство с целью облегчить изучение музыкальных форм учащимся в Консерватории, а также лицам, обучающимся вне ее. При этом я должен сказать, что хотя предлагаемое руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки совершенно достаточно для человека, занимающегося теорией музыки неспециально, и удовлетворяет консерваторской программе, тем не менее для желающих подробнее ознакомиться с различными отраслями этой науки рекомендую.