- Автор книги
- Ананьев А. Б.
Пособие ориентировано на студентов и специалистов, которые обучаются или повышают свой профессиональный уровень в звукорежиссуре. Может быть полезно всем, кто желает приобрести базовые знания по акустике музыкальных и речевых сигналов.
Вступление
Название "Акустические основы звукорежиссуры" уже известно публике по книге Б.Я Меерзона - старейшины звукорежиссерского профессионального цеха.
Я решил не отступать от этого названия, потому что оно соответствует моим намерениям. При этом моя книга не будет конкурировать с книгой Меерзона, она другая.
Я глубоко уважаю Бориса Яковлевича Меерзона. Но сейчас другое время, другое место, другая аудитория, которой предназначен мой труд. Профессионалы-акустики отметят поверхностность моего изложения. Однако я хорошо понимаю, для кого работаю. Физико-математические подробности отвернут нужных мне читателей от такого труда.
Своей задачей я вижу не привести полезные подробности, а рассказать о них, по возможности, аккуратным языком, на котором учили меня. И всякий раз проверять - могут ли пригодиться эти сведения специалистам, которые никогда не будут вычислять интегралы и решать дифференциальные уравнения.
Эта книга представляет собой объемистый, но достаточно лаконично изложенный конспект. Возможно, что его структура и связность сюжета привлекут к нему внимание профессионалов и заинтересованных любителей аудио. Но, создавая этот труд, я видел перед собой прежде всего своих студентов. Они слушали мои лекции, некоторые из них держали в руках мои книги и читали электронные пособия.
Со временем все забывается, знания, рассыпаясь, принимают обрывочный характер. Я захотел снабдить их конспективно полной книгой, с помощью которой можно сравнительно быстро вспомнить, восстановить когда-то знакомое, но ныне забытое.
Для более детального изучения материала я рекомендую другие свои пособия, список которых привожу в конце. Отсылки к ним заключены в фигурные скобки { }. Эти пособия бесплатно доступны в формате *.pdf на порталах academia.edu, twirpx. com, на кафедре звукорежиссуры КНУКиИ, а также в Фейсбуке у меня на странице. В них материал в большей степени беллетризован и содержит больше иллюстраций.
Я ссылаюсь и активно предлагаю свои пособия не потому, что считаю их лучше других книг, а потому, что они рассчитаны на ту же аудиторию, которой предназначена и эта книга.
В этой книге нет электроакустики { 13 }, вообще нет сведений об аппаратных решениях из аудиотехники, нет ряда важных вопросов, относящихся к акустическому оборудованию закрытых помещений { 10 }. Все это – отдельная тематика, не связанная с моими планами относительно этой книги, ио, в общем, освещенная в других моих пособиях.
Вновь повторю – это сравнительно лаконичный конспект по акустическим основам звукорежиссуры для студентов, которые прослушали курс моих лекций, а также для тех, кто другим систематическим способом изучал акустику звукового диапазона.
Сочту за честь, если еще кто-либо найдет этот труд полезным для себя.
Искренне благодарю доцента кафедры акустики КПИ С.А.Луневу и выпускницу кафедры звукорежиссуры КНУКиИ Александру Нечай-Алексееву, которые внимательно прочли этот труд перед его опубликованием.
В этой книге формулы и рисунки пронумерованы автономно в пределах каждого параграфа. Формулы содержатся в квадратных скобках [ ].
У этой книги может быть развитие в том случае, если читатели проявят к ней .интерес.
Пожелания по этому поводу можно направлять в адрес кафедры звукорежиссуры и непосредственно мне в Фейсбуке.