PDF - Анализ концерта А. Вивальди "Весна" | Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей
fdb22554cb8639108b9047cc44d953b15d293283.jpg


Концерт «Весна», как и три других концерта «Времен года» написан в трехчастной форме, утверждение которой в истории музыки связано как раз с именем А.Вивальди. Крайние части быстрые, написаны в старинной концертной форме. Вторая часть медленная, с певучей мелодией, написана в старинной двухчастной форме.


Первая часть

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

(Здесь и далее приводится поэтический текст сонетов в переводе Владимира Григорьева. Стремясь сохранить точность смысла, что, конечно же, очень важно, особенно, если речь идет о программности, автор русского перевода отошел от формы сонета и перевел этот текст, как и остальные, четырьмя четверостишьями.)

Где «А» – это Tutti, «И» – это Интермедии, а «а» и «b» - тематические элементы Tutti.
Тематическим материалом первой части, который претерпевает определенное развитие, является музыкальный материал Tutti.
Рассмотрим его подробнее:
Его экспозиция представляет собой двухчастную форму, состоящую из четко разделенных на сегменты структур.
Раздел «а» - состоит из трех равновеликих фраз: \\с+с+с1\\, ярко представляя трехчастную структуру в миниатюре.
Сама фраза «с» - является основным тематическим зерном. Условно она может быть разделена на 2 субмотива (два ритмических акцента, достигаемых каждый на более высоком мелодическом звуке).

Ее характер празднично-танцевальный, энергичный, поступательный. Затактовый скачок на большую терцию от I к III ступени, а после на квинту от I к V ступени придает мелодии фанфарный характер. В целом тема танцевальна, о чем свидетельствует простота и повторность структур, а также вращающееся движение мелодии.
С точки зрения синтаксиса вся часть основана на единой ритмической формуле.

Ритмическое развитие построено путем ее перестановки и комбинаторики. В звуковысотном аспекте это игра с I, III и V ступенями как устоями. Объединяющим моментом выступает басовая линия (тоническое остинато чембало и баса ровными четвертями). Завершает это построение компактно расположенная 5 каденция, останавливающаяся на D. Только у солиста и первых скрипок допевается D 3 соединяя два раздела. Затем весь раздел повторяется на рр.

Итак, можно заметить, что практически весь музыкальный материал первого раздела Tutti вырастает из первого его построения.

Раздел «b» - структурно построен также как и раздел «а», из трех фраз: \d+d+d1\, хотя он длиннее раздела «а». Раздел «а» занимает 3 такта, а раздел «b» - 3,5 такта (добавляется в «d1»). Это вполне объяснимо, т.к. в разделе «b» - происходит «развитие» и «торможение» импульса, заложенного в разделе «а».
Мелодический материал этого раздела представляет собой продолжение развития восходящей квинтовой интонации. Здесь главенствует с ритмической стороны синкопа, а с звуковысотной – добавление VI ступени, и в целом ход – VI-V.

После затактового скачка к V ступени дальнейшее развитие базируется на ее опевании с остановкой на ней. Причем ритмический рисунок «d» взят из «с1»

Если поделить данный раздел на сегменты, можно проследить, как переставив их местами композитор создает эффект торможения:

В фактуре присутствуют два пласта: мелодический (изложенный почти все время параллельными терциями скрипками и альтами) и гармонический (изложенный чембало и басом).

По всем признакам образуется фактура явно гомофонного типа – мелодия и аккомпанемент.
Прямо на последнюю долю Tutti вступает солист. Это раздел интермедии No1.

В этом разделе очень ярко и картинно изображается пение птиц, с помощью трех солистов: Солирующей скрипки и концертмейстеров 1х и 2х скрипок.

Причем средства, благодаря которым создается столь незабываемый эффект достаточно просты и скупы.
Два верхних голоса имитируют друг друга, в тот момент как нижний добавляет небольшие вкрапления повторяющихся подголосков, часто это просто один звук с украшением. Построение первой имитации представляет собой репетицию доминанты, постепенно ускоряющуюся (т.е. ритмически дробящуюся), с нисходящим гаммаобразным завершением. Построение второй имитации короче, это репетиция тоники на кварту выше. Третья имитация опевает и тонику и доминанту вместе. В целом получается структура дробления с замыканием. Третья имитация проходит и в нижнем голосе на квинту ниже (от тоники), что разрушает симметрию парных имитаций и подводит к проведению Tutti. Общая мелодическая структура интермедии напоминает волну - сопоставление мелодических опор си2, ми3, и в завершение си2 и ми3 в совместном звучании. В этой интермедии господствует полифонический принцип построения.

В качестве Tutti в этом концерте используется Раздел «b» первоначальной темы. Этот раздел в начальном Tutti играет роль продолжения развития и завершения. Он не симметричен и не квадратен, но структурно завершен, что, возможно, делает его подходящим материалом для создания связки между двумя развивающимися разделами - интермедиями.

Вторая интермедия сцеплена с концом Tutti. Поэтический текст отрывка говорит о журчании ручьев и дуновении Зефира. Интермедия состоит из двух разделов, каждый из которых представляет завершенную волну:

Первый раздел - волнообразное покачивание параллельными терциями. Тонально возникает четкая трехчастность – 2 такта тоники, 2 такта доминанты и 2 такта тоники. Практически энциклопедическая демонстрация принципа I:M:T, с кульминацией в точке золотого сечения. Мелодический материал строится путем опевания 3 и 5 ступеней тоники и доминанты, что отсылает нас к построению «а». Наименьшим сегментом из которого конструируется музыкальная ткань интермедии можно считать отрезок музыкальной ткани равный одной четверти. Следующий сегмент является уже вариантом первого – его обращением.
Автор
Soundrobot
Скачивания
1
Просмотры
80
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя Soundrobot

Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей

Библиотека собирает всю информацию из открытых источников и предоставляет материалы только для ознакомительных целей. Если у вас возникли вопросы или есть претензии от правообладателей Ознакомьтесь с документацией

© Soundmain.ru Июль 2021 г.
Community platform by XenForo® © 2010-2021 XenForo Ltd.

Информационный ресурс soundmain.ru является общедоступным для пользователей и осуществляет свою деятельность c соблюдением действующего законодательства РФ.

Администрация soundmain.ru не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на ресурсе soundmain.ru информацию.

Администрация ресурса отрицательно относится к нарушению авторских прав на информационном ресурсе soundmain.ru.


Soundmain - Студия звукозаписи, информационный интернет-сайт.

184230 Россия, Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко 5

Контакты: +7 921 150 28 24 info@soundmain.ru

Посмотреть на карте

Звукорежиссер помогает сделать из творческого произведения "продукт", который передает заложенную автором идею слушателю. Фактически, этот специалист является связующим звеном между творчеством и технологиями, без него не обходится ни один концерт, кинофильм, театральное представление или шоу.

Звукорежиссер должен понимать акустику и физику звука, в чем могут хорошо помочь такие книги по звукорежиссуре: Modern Recording Techniques (Дэвид Майлс Хубер), Mixing Secrets For The Small Studio (Майк Сеньйор), The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording, Engineering And Production (Дэвид Гибсон), The Recording Engineer’s Handbook (Бобби Овсински);

Кроме этого, не забывайте читать статьи для звукорежиссеров, где можно почерпнуть не только информацию, но и некоторые хитрости опытных специалистов.