PDF - Алексеев Б. Задачи по гармонии | Soundmain
3e484c857f4349418e15967adbbfb75f



ОТ АВТОРА

Настоящая работа возникла в результате стремления автора к постоянному обновлению и расширению количества задач, используемых им в учебной работе по курсу гармонии с учащимися теоретического и дирижерско-хорового отделений в Музыкальном училище имени Гнесиных и со студентами дирижерско-хорового факультета в Московской консерватории.

В полном объеме пособие предназначается прежде всего для специальных курсов гармонии, но может быть частично использовано и на общих курсах в работе с учашимися других специальностей, например со студентами фортепианного и оркестрового факультетов в зависимости от уровня. их подготовки.

Пособие содержит два раздела; в них представлены задачи для письменной гармонизации и упражнения для игры на фортепиано. Две части первого раздела — «Диатоника» (№ 1- -279) и «Хроматизм» (№ 280—783} — охватывают полный курс гармонии, начиная с гармонизации мелодии тремя главными трезвучиями лада и
кончая задачами, содержащими в себе различного рода трудности. Весь материал для удобства пользования расположен по темам примерно в том же порядке, в каком он дан в широко распространенном стабильном «Учебнике гармонии» профессоров Московской консерваторни И. И. Дубовского, С. В. Евсеева, И. В. Способина и В. В. Соколова. Это соответствие в расположении материала нарушается лишь изредка. Например, тема «Органный пункт» в пособии помещена после «Мажоро-мниорных ин миноро-мажорных
средств» (а в учебнике — наоборот). На наш взгляд, такое расположение более целесообразно, так как на фоне того или иного органного пункта нередко используются аккорды мажоро-минора и даже даются отклонения в тональности мажоро-минорного родства.

Во всех темах, посвященных неаккордовым звукам (за исключением задержаний), предложены образцы решения. Предыдущие темы, как более простые в отношении мелодического развития голосов, таких задач-образцов пе имеют, а в последующих темах примеры гармонизации даются лишь эпизодически. Так, в начале темы «Модуляции в тональности третьей степени родства» в качестве образца приведены два варианта решения одной и той же задачи: в первом из них представлена аккордовая основа (с использованием лишь задержаний), а во втором наглядно показано, как можно в результате применения различных видов неаккордовых звуков активизировать голоса и тем самым «расцветить гармоническую ткань в целом.

В теме «Энгармонизм и внезапные модуляции» помещены два образца: один на общеупотребительный случай, где модуляция производится через энгармонизм неальтерированного доминант- септаккорда, и второй — на модуляцию через довольно редко используемый в учебной практике энгармонизм большого доминант- нонаккорда с расщепленной (одновременно повышенной и пониженной) квинтой (так называемая «скрябинская гармония»).

Первоначальные задачи даны только на мелодию, затем — с «Перемещения трезвучий» — также н на бас, а с «Неаккордовых звуков» прибавляются еще и задачи на средние голоса — альт и тенор. До изучения неаккордовых звуков введение задач на средние голоса, которые в силу своей специфики на данном этапе изучения курса гармонии еще не могут быть достаточно развитыми в мелодическом отношении, представляется нецелесообразным. Их нет и в заключительной теме, где они также вряд ли уже нужны ввиду того, что содержащимся там задачам несвойственная отработка каких-либо отдельных специфических навыков.

Для оживления мелодической линии во многих задачах (до 428-й включительно) используются не подлежащие гармонизации неаккордовые звуки, отмеченные в нотном тексте звездочками, так как в пройденных темах они специально еще не изучались. Звездочками в скобках отмечены звуки, которые по желанию могут быть либо гармонизованы, либо рассмотрены как неаккордовые. Поскольку учащиеся, впервые встречающиеся с неаккордовымн звуками в письменных работах, нередко записывают свое решение задачи неправильно, следует сразу же пояснить, как надо обращаться с отмеченными звездочками неаккордовыми звуками. Если
звездочка стоит над нотой, приходящейся на слабое время, то эта нота просто не гармонизуется (при выдержанных в остальных голосах звуках взятого ранее аккорда). Если же звездочка поставлена над нотой, предшествующей аккордовому звуку и помещенной на более сильное по сравнению с ним время, то остальные звуки аккорда надо писать под неаккордовой нотой соответственно более крупными, чем она сама, длительностями. После изучения «Неаккордовых звуков» надобность в таких обозначениях, естественно,
отпадает, и они больше не проставляются.

В некоторых задачах, начиная с темы «Менее употребительные аккорды доминантовой группы» и в последующих темах, предусмотрена гармонизация отдельных оборотов проходящими гармониями между различными видами доминантсептаккорда. Поскольку в «Учебнике гармонии», на который мы ссылаемся, об
этом ничего не сказано, поясним здесь, какие именно проходящие обороты имеются в виду:

1) между доминантсептаккордом и доминантквинтсекстаккордом в качестве проходящей гармонии (особенно при поступенном движении крайних голосов) очень удобен квартсекстаккорд 1 ступени:

2) между доминантквинтсекстаккордом и доминанттерцкварт- аккордом возможен проходящий квартсекстаккорд субдоминанты {в мажоре чаще гармонической):

3) между домннантсекундаккордом и доминанттерцквартаккордом нередко применяется в качестве проходящей гармонии (преимущественно при поступенном противоположном движении крайних голосов) трезвучие ПТ ступени (в гармоническом миноре оно будет увеличенным, но это не мешает его использованию в данном случае):

В теме «Энгармонизм и внезапные модуляции» задачам предпослана методическая разработка, предназначенная как для педагогов, ведущих курс, так и для студентов. Эта разработка оказалась необходимой ввиду того, что в пособии предусмотрен гораздо более широкий круг аккордовых средств, используемых при энгармонических модуляциях, чем это дано в «Учебнике гармонии».

В задачах данной темы не дана детализация приемов, то есть не указано в каждом конкретном случае, какой именно аккорд следует подвергнуть энгармонической замене и переключению в новую тональность. Решение этого вопроса предоставляется педагогу (или самим учащимся). Однако для облегчения выбора задач
и энгармонических средств могут быть даны следующие рекомендации (отнюдь, впрочем, не обязательные),

Для модуляций через энгармонизм уменьшенного вводного септаккорда, на наш взгляд, наиболее удобны задачи 710—718, через энгармонизм доминантсептаккорда (в том числе и альтерированного — как с пониженной, так и с повышенной квинтой) — задачи 719—731, через энгармонизм увеличенного трезвучия — задачи 732—734, через энгармонизм малого септаккорда с уменьшенной квинтой — задачи 735—740, через энгармонизм малого минорного селтаккорда — задачи 741-745, через энгармсиизм мажорного трезвучия — задача 747, минорного трезвучия— задача 748, через энгармонизм большого домннантнон- аккорда с расщепленной квинтой — задача 746.

Многие из задач обобщающей темы могут быть использованы в качестве контрольных (илн экзаменационных) письменных работ при окончании курса. Таковы, например, задачи 749, 750, 752, 753, 754, 759, 760, 761, 762, 770, 771, 772, 775, 776, 777, 778, 779, 780 и некоторые другие — в зависимости от уровня группы.

В ряде задач в качестве заключительных аккордов предполагаются различные виды диссонирующей тоники, вследствие чего некоторые мелодии закапчиваются звуком, не входящим в состав тонического трезвучия.

Задания второго раздела пособия («Упражнения на фортепиано») охватывают в целом все темы курса и, естественно, имеют весьма важное значение для овладения практическими навыками.

Здесь приведены три типа упражнений на фортепиано (каждому из них предпосланы методические указания).

Гармонические последовательности по заданным схемам, которые, ло сути дела, являются теми же задачами, только гармонизуемыми непосредственно за инструментом. Учащимся не приходится самим выбирать аккорды, зато надо уметь быстро. и правильно соединять их и при этом обеспечивать более или менее развитую мелодическую линию в верхнем голосе. Это весьма полезный вид упражнений, которыми учащиеся должны заниматься систематически и планомерно, поэтому надо включать схемы для игры на фортепиано (позднее — игру модуляций собственного сочинения в форме периода, а также в простой двух- или трехчастной форме) в каждое задание.

Построение, анализ и разрешение (с возможными энгармоническими заменами} отдельных аккордов, обязательно с доведением их всякий раз до тоники.



Секвенции.

Все виды упражнений на фортепиано следует давать учащимся параллельно соответствующим темам по письменным работам.

Второе издание «Задач по гармонии» существенно отличается от первого прежде всего тем, что материал несколько перепланирован и значительно дополнен. В пособии 143 новые задачн., рассредоточенные по разным темам (особенно расширена тема «Диатонические секвенцин. Полная диатоника»). Среди нового материала задачи на средние голоса — альт и тенор. Это было сделано в связи с многочисленными пожеланиями, полученными автором от педагогов, ведущих спецкурсы гармонии на теоретико-композиторских факультетах консерваторий.

Добавлен новый вид упражнений на фортепиано: «Построение, определение и разрешение аккордов», который главным образом надлежнт изучать параллельно с темой «Энгармонизм и внезапные модуляции».

Увеличено количество схем для игры гармонических последовательностей, затронут более широкий круг тем.

Более детально разработана тема «Секвенции» в «Упражнениях на фортепиано». В методических указаниях к ней дана уточненная классификация секвенций.

Все задачи для письменных работ и упражнения на фортепиано, помещенные в настоящем пособии, прошли неоднократную проверку в педагогической практике как самого автора, так и многих его коллег. Вместе с тем автор с благодарностью примет критические замечания, которые будут способствовать дальнейшему улучшению качества помещенного в задачнике учебного материала и совершенствованию пособия в целом.

В заключение автор считает своим приятным долгом выразить глубокую признательность всем членам кафедры теории музыки Московской консерватории, принявшим участие в обсуждении «Задач по гармонии», и многим коллегам по специальности из других учебных заведений страны, приславшим свои замечания и пожелания в письменной форме.

Особую благодарность автор приносит профессору С. С. Григорьеву, профессору Т. Ф. Мюллеру и преподавателю Музыкального училища при Московской консерватории заслуженному работнику культуры РСФСР Д. А. Блюму, своими ценными советами и замечаниями оказавшему большую помощь в процессе работы по совершенствованию данного пособия при подготовке его ко второму изданию.
Автор
SoundMain
Скачивания
2,249
Просмотры
9,723
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя SoundMain

Назад
Сверху