PDF | Абызова Е. Н. Гармония (издание 2008 года) | Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей
2021-08-26_11-19-57.png


Этот учебник объединяет традиционную методику преподавания гармонии с элементами учебной системы П. И. Чайковского. Включает теоретический материал. примеры из музыкальной литературы, гармонические задачи, упражнения на фортепиано различные виды творческих заданий. Для исполнительских отделений средних специальных музыкальных школ.

Введение

Настоящий учебник построен в соответствии с последней программой по гармонии для средних специальных музыкальных школ (ССМШ). Замысел этого учебника принадлежит преподавателю Центральной средней специальной музыкальной школы, много лет заведовавшему теоретическим отделом школы, Льву Михайловичу Калужскому. Безвременная смерть замечательного педагога оборвала его планы. Однако практическая работа, начатая Львом Михайловичем, скоро дала свои результаты. Их и обобщает предлагаемый учебник, представляя методику, проверенную в течение ряда последних лет педагогами ЦССМШ. Практический опыт преподавания привел к необходимости частичной корректировки предыдущей программы 1979 года: немного изменен порядок тем, вынесены в отдельный курс темы из области анализа музыкальных произведений. Неизменной осталась суть методического принципа, заключающаяся в изучении гармоний побочных ступеней на самом раннем этапе обучения.

Этот принцип известен музыкантам-педагогам еще со времени выхода в свет „Руководства к практическому изучению гармонии” (1872) и „Краткого учебника гармонии” (1875) П. И. Чайковского.
Если Н. А. Римский-Корсаков в своем „Практическом учебнике гармонии” (1886) наследовал методические традиции европейской школы (с опорой на три главные функциональные опоры лада тонику, доминанту и субдоминанту в виде трезвучий и ступеней), то Чайковский сделал попытку приблизить педагогическую науку к отечественной музыкальной практике. Для русской музыки с ее традициями многокрасочной трактовки лада
и развитой функциональной переменности (связанной с ролью параллельно-переменных ладов в народном творчестве) система Чайковского была органически близка. Это в дальнейшем подтвердила и музыкально-педагогическая практика: школа Чайковского стала основой педагогической деятельности Аренского, Танеева,
Глиэра, а в дальнейшем нашла продолжение в работе советских педагогов Таранущенко, Мясоедова и других. Одним из ценных результатов этой методики стал „Учебник гармонии” для теоретических отделений музыкальных училищ, созданный преподавателем Московской консерватории А. Н. Мясоедовым.

Плодотворность методических принципов школы Чайковского в настоящее время связана с постоянно возрастающим уровнем профессиональной подготовки учащихся и возникающей необходимостью активного, быстрого расширения их гармонического кругозора. Уже на первом году обучения гармонии (в 9-м классе
ССМШ) надо формировать в слуховых представлениях учащихся более полную, „объемную” функциональную картину лада. Ценность этой методики именно в ее способности, охватывая все ступени диатоники, развивать глубину и многовариантность гармонического мышления учащихся, в способности выявлять в мелодии богатейший потенциал ее гармонических возможностей.

Отметив преимущества методики школы Чайковского („московской школы”), нельзя не признать и достоинств традиционной („петербургской”) системы обучения, начало которой в России положено учебником Римского-Корсакова. Эта система, в частности, легла в основу широко известного „Учебника гармонии”, созданного бригадой авторов - И. И. Дубовским, С. В. Евсеевым, И. В. Способиным и В. В. Соколовым. Сознательное ограничение средств (в начале курса) гармониями трех главных трезвучий лада давало возможность воспитать централизованную ладотональную ориентацию слухового сознания, выработать красивое, точное и осмысленное голосоведение, а в дальнейшем - постепенно и последовательно „расширять” гармонические перспективы и возможности. Автор этих строк, получивший профессиональную школу в классе профессора С. С. Григорьева (в училище при Московской консерватории и затем в Московской консерватории), на своем опыте - как и множество его коллег - оценил положительные качества этой системы. Практическая ценность бригадного учебника бесспорна: в его основе лежат продуманные методические принципы, обеспечивающие его жизнеспособность и популярность по сей день (несмотря на более чем 50-летний „возраст”).



В предлагаемом учебнике делается попытка объединить преимущества обеих систем: с одной стороны, обогатить учебный материал гармониями побочных ступеней в самом начале курса, с другой - сохранить требовательность к качеству голосоведения и методичность, постепенность в усложнении практических задач.

Переход на обучение по новой программе и новой методике не был и не может быть легким и быстрым. Главная причина здесь в том, что на проверенной годами методике бригадного учебника воспитано несколько поколений музыкантов и, главное, большинство ведущих гармонию педагогов. Кроме того, трудность состояла в том, что новый порядок тем в программе потребовал создания совершенно нового учебно-тренировочного материала, сформированного так, чтобы, усваивая последующую тему, можно было использовать гармонические средства предыдущей. Результатом накопления методического опыта и материала и явился
настоящий учебник.

Особенностью учебника является его практическая направленность. Он предназначен для учащихся исполнительских отделений, поэтому основной его задачей является выработка творческого музыкантского отношения к гармонии - и прежде всего чувства живой, звучащей гармонии, воспринятой через практическое освоение за фортепиано. Огромную пользу в этом отношении принесло автору сотрудничество с профессором Ю. Н. Холоповым, ведущим в ЦССМШ курс гармонии у теоретиков. Многолетняя ассистентская работа автора по преподаванию практической гармонии у теоретиков помогла разработать практическую часть курса и у исполнителей. Некоторые формы практических заданий, доступные раньше только теоретикам, в настоящее время опробованы и могут быть освоены и исполнителями. С практической ориентацией связаны и сравнительно малый объем историко-теоретических сведений, и большое количество разнообразных заданий
на фортепиано, и внимание к технике голосоведения (развернутые практические рекомендации). В письменных работах трудности сознательно ограничены модуляциями в тональности диатонического и гармонического родства (1 степени родства); все последующие темы изучаются, согласно программе, в плане гармонического анализа и практических упражнений. Вузовский курс гармонии у исполнителей предусматривает продолжение, теоретическое углубление и использование уже всех форм практической работы.

Одной из целей учебника было также развитие творческих навыков учащихся и способности импровизации. Поэтому почти в каждой теме рекомендуется импровизация периода по заданному началу. Предлагаемый для импровизации материал - обычно мотив или фраза - может быть задан и самим ведущим педагогом.

Мелодии для гармонизации даны в довольно большом количестве для того, чтобы предоставить педагогам свободу выбора.
Кроме них в работе над отдельными темами желательно использовать задачи и из бригадного учебника, и из сборников задач по гармонии А. Н, Мясоедова, Б. К. Алексеева, А. Ф. Мутли и других авторов. Интересные задания можно взять из учебника А. А. Степанова: это двухголосное решение задач (в линиях крайних голосов), четырехголосное решение по заданному крайнему двухголосию и другие.

Автор выражает глубокую признательность за помощь в работе рецензентам - кандидату искусствоведения преподавателю МССМШ им. Гнесиных Т.Н. Магницкой, заведующей теоретическим отделением ССМШ при БГК Т. А. Титовой, преподавателю музыкально-теоретических дисциплин ССМШ при БГК Л. И. Левченко, а также главному методисту ЦССМШ М. А. Андреевой и коллегам - преподавателям музыкально-теоретических дисциплин ЦССМШ, принявшим участие в обсуждении учебника.
Е.Абызова
Автор
Soundrobot
Скачивания
20
Просмотры
253
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Все файлы проверенны   

Скачать

Выразить благодарность проекту


Обсудить ресурс Для правообладателей Получить поддержку

Другие ресурсы пользователя Soundrobot

Последние обновления

  1. Издание обновлено книгой 2008 года

    Издание обновлено книгой 2008 года
Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей

Библиотека собирает всю информацию из открытых источников и предоставляет материалы только для ознакомительных целей. Если у вас возникли вопросы или есть претензии от правообладателей Ознакомьтесь с документацией

© Soundmain.ru Сентябрь 2021 г.
Community platform by XenForo® © 2010-2021 XenForo Ltd.

Информационный ресурс soundmain.ru является общедоступным для пользователей и осуществляет свою деятельность c соблюдением действующего законодательства РФ.

Администрация soundmain.ru не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на ресурсе soundmain.ru информацию.

Администрация ресурса отрицательно относится к нарушению авторских прав на информационном ресурсе soundmain.ru.


Soundmain - Студия звукозаписи, информационный интернет-сайт.

184230 Россия, Мурманская область, г. Полярные Зори, ул. Сивко 5

Контакты: +7 921 150 28 24 info@soundmain.ru

Посмотреть на карте

Звукорежиссер помогает сделать из творческого произведения "продукт", который передает заложенную автором идею слушателю. Фактически, этот специалист является связующим звеном между творчеством и технологиями, без него не обходится ни один концерт, кинофильм, театральное представление или шоу.

Звукорежиссер должен понимать акустику и физику звука, в чем могут хорошо помочь такие книги по звукорежиссуре: Modern Recording Techniques (Дэвид Майлс Хубер), Mixing Secrets For The Small Studio (Майк Сеньйор), The Art Of Mixing: A Visual Guide To Recording, Engineering And Production (Дэвид Гибсон), The Recording Engineer’s Handbook (Бобби Овсински);

Кроме этого, не забывайте читать статьи для звукорежиссеров, где можно почерпнуть не только информацию, но и некоторые хитрости опытных специалистов.