Введение
Свободный стиль — полифоническое искусство инструментальной и инструментально-хоровой музыки эпохи барокко.
Полифония свободного письма зарождалась в творчестве мастеров эпохи Возрождения и проявлялась как в вокальных жанрах, распространенных еще в эпоху строгого стиля ХУ-ХУ[ веков — мессах, мотетах, ораториях, кантатах, пассионах, так и в новых, инструментальных, — инвенциях, чаконах, токкатах, пассакалиях, ричеркарах, фугах. Выразительные возможности свободного полифонического стиля выявились именно в эпоху барокко, когда усилился интерес к художественному раскрытию внутреннего мира человека.
Музыка строгого стиля была преимущественно вокальной, где объединяющим и связующим началом служили текст и имитация.
Тематический материал складывался из хоральных мелодий, мелодических фрагментов месс, мотетов, песен и мадригалов. Особенности композиторского почерка проявлялись лишь в сфере работы с материалом и в использовании полифонических приемов.
Структурная однородность строгостильной системы была обусловлена основной художественной задачей церковной музыки Ренессанса — погружение человека в состояние сосредоточенного созерцания, создание отвлеченной возвышенной мысли. В новых условиях перешедшие в искусство ХУШ столетия малые имитационные формы (имитации и различные виды канонов с сопровождением, в уменьшении, увеличении и обращении, двойной канон, каноническая секвенция) испытали влияние инструментальной музыки и обогатились иными средствами выразительности.
Новый, свободный контрапункт стал значительно отличаться от контрапункта предшествующей эпохи многообразием стилей и индивидуальностью авторских манер. Вот лишь некоторые имена композиторов-полифонистов эпохи барокко: Д. Букстехуде и А. Скарлатти, И. Пахельбель и Д. Фрескобальди, Г. Щютц и И. Кунау, Г. Ф. Гендель и И. С. Бах.
В это время музыкальная культура становится самостоятельным видом искусств — менее зависимым от атрибутов католического богослужения. Характерные черты стиля — постепенное внедрение в профессиональное музыкальное творчество светской тематики, обогащение образного содержания, новые ладовые и интонационно-ритмические средства.
Одно из принципиальных отличий полифонии свободного письма от строгого заключается в том, что в его основе лежит мажоро-минорная система, опирающаяся на классическую функциональную гармонию.
В строгом письме ладовой основой монодии служил днатонический звукоряд, любой звук которого, при определенных условиях, мог стать опорным, вследствие чего контраст устойчивости и неустойчивости ощущался слабо. Лишь в кадансовых формулах проявлялось гармоническое тяготение и намечались функциональные связи созвучий. В многоголосном изложении свободного стиля постепенно преодолевались типичные для вокальной музыки признаки строгого стиля. В результате усиления ладовой централизации функции стали отчетливо разделяться на устойчивые и неустойчивые, главенствовала и централизовала все тоника. Активно развивалось модуляционное движение, сочетались аккорды терцового и нетерцового строения, использовались неаккордовые звуки и различные виды альтерации.
Новые формообразующие элементы сделали возможным построение масштабных музыкальных произведений независимым от объединяющего воздействия текста и имитации. Нейтральный тематизм строгого стиля сменился на индивидуализированный, приобрел яркую интонационную семантику и мелодическую выразительность, отличающуюся инструментальной природой и весьма широким диапазоном каждого голоса. В мелодике противопоставлялись индивидуальные, обладающие ясными жанровыми чертами интонации и фоновый тематизм. Без ограничений стали применяться гаммообразные ходы, скачки на любой интервал вверх и вниз (включая уменьшенные), повторы и опевания звуков, секвенции, паузы. При линеарной самостоятельности полифонических голосов их общее движение координировалось гармонией, диссонансы «раскрепостились» и стали использоваться гораздо более свободно. В употребление вошли любые темпы, размеры, длительности и ритмические фигуры.