ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Полифония
Полифония — это многоголосный музыкальный склад, основанный на совместном звучании равноправных контрастных голосов. Самостоятельность продвижения голосов во времени и их равноправие проявляется, прежде всего, в свободе мелодического дыхания каждого голоса, в комплементарности ритмики и максимальном избегании совпадающих цезур, кульминаций, в «несоизмеримости» движения голосов. Результатом является текучесть и непрерывность полифонического развертывания.
Термин «полифония» впервые появился у Аристотеля и начал всякое многоголосие. В настоящее время он имеет несколько иной смысл — сочетание самостоятельных линий (имеется в виду временная самостоятельность). Разговор о полифонии — разговор о несовпадении на уровне звуков, мотивов, ритма, формы, кадансов и т. д. Уровень полифоничности зависит от временного фактора, хотя этому содействуют и иные обстоятельства — регистры, динамика, кадансы, кульминации.
Наиболее целесообразным представляется изучение полифонической техники сквозь призму ее преломления в различных художественных стилях — от зарождения в многоголосии Средневековья до «классических» форм выражения в ХУ-ХУ] веках. В связи с этим следует обратиться к краткой периодизации развития видов многоголосия и музыкальных форм и жанров.
1. 1ТХ-ХИ века. Первичная форма многоголосия — параллельный органум с синхронным произнесением слогов и слов текста, позже — их распевание (мелизматический органум).
2. ХИ-ХГУ века. Развитие трехголосия, усиление контраста между совместно звучащими голосами, имитирование. Композиторы — Г. де Машо, Ф. Ландини, Ф. де Витри, а так- же большое количество анонимов, в творчестве которых представлена полная картина многоголосия,
3. ХУ-ХУТ века. Первая кульминация в полифоническом искусстве в хоровой музыке. Эпоха строгого стиля. Интенсивное развитие контрапунктической техники и имитационных форм. Основные жанры — мотет, месса, мадригал. Композиторы — Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Ж. Депре, Д. Палестрина, О. Лассо.
4. ХУП век. Преобладание инструментальной полифонии и освобождение ее от строгих ограничений вокального пения, обогащение приемов полифонического письма. Жанры — мотет, мадригал, месса, ричеркар, канцона, фантазия, чакона, пассакалия. Композиторы — Д. Букстехуде, А. Корелли, К. Монтеверди, А. Скарлатти, Г. Щютц, Д. Фрескобальди, И. Пахельбель.
5. ХУШ век. Вторая кульминация в полифоническом искусстве в инструментальной музыке. Жанры — мотет, оратория, кантата, месса, фантазия, прелюдия и фуга, соната, вариации, чакона, пассакалия. Композиторы — И. С. Бах, Г. Гендель, И. Кунау, Г. Телеман, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти.
6. ХГХХХ века. Возрождение старинных полифонических форм и жанров, взаимодействие и взаимопроникновение строгостильных и современных принципов развития материала, Композиторы —- Б. Бриттен, И. Стравинский, П. Хиндемит, А. Шёнберг Д. Шостакович, А. Шнитке, Р. Щедрин, С. Слонимский, Б. Тищенко.
Приведенная периодизация подразумевает преемственность, опору на традиции и на этой основе — возникновение новых форм, принципов отбора и развития средств выражения.