Тон Шепарда: что это такое и как он работает

Тон Шепарда: что это такое и как он работает

2025-02-14 10.34.31.jpg
Эта хитрая слуховая иллюзия обманывает ваш мозг, заставляя его думать, что звук всегда повышается или понижается по высоте.

Кажется, что тон Шепарда всегда движется вверх или вниз к определенной ноте, но на самом деле это просто бесконечный цикл звука, который никогда не достигает какой-либо цели. Как это вообще возможно? В этой статье давайте рассмотрим методы, лежащие в основе этой озадачивающей иллюзии, способы ее творческого использования и как создать свою собственную.


Звук простой шкалы Шепарда

d5pHm4IfA90.jpg

Дискретная шкала Шепарда (тоны, начинающиеся с C1 и C3, переходят от тихого к громкому, а тоны, начинающиеся с C2 и C4, - от громкого к тихому)

Как работает тон Шепарда

По сути, вы можете думать о тонах Шепарда как о звуковом эквиваленте шеста парикмахера. В этой иллюзии наш мозг интерпретирует диагональные полосы на вращающемся шесте как движущиеся вертикально вверх (и даже «исчезающие» по достижении вершины), хотя на самом деле они просто движутся вокруг шеста. В дискретной гамме Шепарда (показанной на изображении выше) эта же иллюзия достигается путем постепенного увеличения и уменьшения каждой гаммы для создания плавных переходов, которые идеально зацикливаются, не давая вам никакого представления о том, где начинается или заканчивается гамма.

Французский авангардный композитор Жан-Клод Риссе внес еще одну форму гаммы, известную как глиссандо Шепарда–Риссе. В этой версии высота тона плавно скользит от ноты к ноте, создавая более впечатляющий (и завораживающий) эффект:



Как творчески применялись тона Шепарда

От предвещающего гула низких ударных до навязчивого скрежета диссонирующих скрипок в саундтреке к кинофильму, звук может использоваться многими способами, чтобы вызвать чувство напряжения или саспенса. Концепция тона Шепарда может быть здесь особенно эффективна, поскольку она не привязана к определенному инструменту и может исчезать на заднем плане микса, все еще обеспечивая чувство предвкушения.

Например, мы можем обратиться к некоторым фильмам Кристофера Нолана в качестве примеров тона Шепарда как саундтрека и элемента звукового дизайна. Звукорежиссер фильма «Темный рыцарь» 2008 года работал с Ноланом, чтобы создать рев двигателя для культового Batpod, который продолжал бы набирать обороты по интенсивности, не останавливаясь, по-видимому. Это было достигнуто путем создания шаблона, похожего на Шепард, из ряда записей реальных транспортных средств.

Эта иллюзия снова всплывает в «Дюнкерке» 2017 года, где композитор Ханс Циммер накладывает свои тона Шепарда на фон на протяжении всего саундтрека, чтобы соответствовать непрерывной, напряженной природе фильма.

Использование этой иллюзии не ограничивается фильмами. Одна из сцен в видеоигре Super Mario 64 заставляет вас подниматься по бесконечной лестнице, если у вас недостаточно звезд для продвижения, а сопровождающая музыка ведет с дискретным восходящим звукорядом Шепарда.

Аналогично, заглавный трек альбома Franz Ferdinand 2018 года Always Ascending содержит восходящее глиссандо Шепарда, и работа камеры в музыкальном клипе отражает этот бесконечный восходящий эффект. Это также эффективный прием в электронной танцевальной музыке для добавления еще большего предвкушения к нарастанию перед этим большим падением.

Как сделать свой собственный тон Шепарда

Вы можете создать свой собственный дискретный звукоряд Шепарда, скопировав ноты MIDI и скорости со снимка экрана, который мы представили ранее, в свою DAW. Создание глиссандо Шепарда–Риссе с нуля будет немного сложнее, но, к счастью, есть некоторые устройства Max For Live, которые немного упростят задачу, а также специализированные плагины фильтров, которые выводят тон Шепарда на новые высоты.

Заключение

Надеюсь, эта статья помогла вам понять, что за навязчивым эффектом тона Шепарда скрывается удивительно простой рецепт. Если вам интересно заглянуть под капот других популярных аудиоиллюзий, обязательно ознакомьтесь с нашими статьями о фантомном фундаментальном тоне, временной индукции и бинауральных ритмах.
Об авторе
SoundMain
1.jpg

Главный редактор группы проектов Soundmain, звукорежиссер, увлеченный демократизацией создания музыки

Комментарии

Нет комментариев для отображения.

Статья информация

Автор
Алексей Раков
Время чтения
3 минут(ы)
Просмотры
64
Последнее обновление

Загрузки

  • shepard-tone.mp3
    703.1 KB

Больше в Теория

Больше от Алексей Раков

Назад
Сверху