Психология в звукорежиссуре

Психология в звукорежиссуре

1.jpg


Когнитивные искажения, особенности восприятия и мышления - вещи, которые являются частью нашего сознания. Я провёл параллели некоторых особенностей работы мозга с работой и общением звукорежиссёров, ну и немного - с работой маркетологов.

Синестезия - явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств.

“Крутил эквалайзер , явно слышал результат. Потом обнаружил, что плагин находится в bypass…”. Знакомо? :)
С различной визуальной составляющей, один и тот же звук будет слушаться (восприниматься) по разному, это правда. Отсюда можно сделать очевидный вывод - DAW звучат по разному. Порой достаточно сменить цветовую схему.
Поэтому, в работе очень важно уметь отключать визуальное от слухового. Делать это мысленно сложнее, но оно стоит того. Можно и просто отключать монитор при контрольном прослушивании после экспорта.
Так же, не дремлют и производители плагинов, улучшая качество прорисовки крутящихся бобин у магнитофонов и количество красивых индикаторов для отображения различных звуковых процессов. Для хороших продаж качество обработки - дело не первой важности.
Кстати, и на РММ это обсуждалось.

Недооценка бездействия - одна из систематических ошибок в мышлении, проявляющаяся в тенденции людей недооценивать последствия бездействия, в сравнении с действием, с аналогичным результатом.

Иногда, лучшее решение в обработке - не использовать её вовсе. Осознать это не просто, но важно держать в уме: обработка не улучшает и не ухудшает звучание. Звучание улучшает верно принятое решение, нацеленное на конкретный результат.
Самое страшное в этом - наши заказчики, у которых так и чешутся руки испортить свои миксы флэнжерами, телефоными эффектами, летающими по панораме солирующими инструментами, сабдропами и прочими ненужными украшательствами, мешающими комфортному восприятию композиции. Нет, нет, я не утверждаю, что всё это плохо. Каждый эффект рано или поздно может найти своё применение и быть уместным. Но когда чуть ли не каждый первый просит сделать “уникальную фишку” из списка выше, это вызывает улыбку.
Кстати, косвенно к “бездействию” можно отнести и скорость работы. Был опыт, когда заказчик уходил к исполнителю, который делал сведение песни аж две недели при худшем результате (шик!), но зато с таким то ощущением объёма проделанной работы! :)

Эффект контраста - усиление или преуменьшение значения одного измерения, когда оно сравнивается с недавно наблюдавшимся контрастным объектом.

Вкупе с “эффектом первого впечатления” эта особенность мышления сводит на нет достоверность результатов в конкурсах сведения. Первый услышанный микс с большой вероятностью невольно станет референсом, относительно которого будут расставлены оценки последующим. К примеру, если у первого микса резкий верх и много реверберации, сбалансированные последующие будут оценены как “глухие” и “суховатые”.
Позитивный момент эффекта контраста вы можете взять на вооружение в своих миксах. Порой достаточно прибрать по громкости куплет, чтобы сыграть на контрасте, подчеркнув мощность припева. Так же вы можете поиграться с тембром, планами или шириной стерео, здесь огромный простор для творчества.

Эффект “меньше - лучше” - когнитивное искажение, разновидность обращения предпочтений, когда в отсутствие прямого сравнения двух вещей предпочтение отдаётся вещи с меньшей ценностью.
Библиотека размером 20 гигабайт, которую можно бесплатно скачать с торрентов, привлекательнее, чем 2 гигабайтовый инструмент за 40$. Даже при том, что первый инструмент будет использован пару раз, а второй запросто мог быть рабочей лошадкой.
И раз уж я в очередной раз заговорил к покупке плагинов, в очередной раз подчеркну важность этого момента. Помните, ничто не мотивирует вдумчиво читать мануалы, изучать особенности и тонкости работы инструмента/плагина, как количество денежных средств, потраченных на него. С этим плагин приобретает особую ценность, просто “скачать, поиграться и забросить” будет значительно сложнее, а это нам только на пользу.

Эффект Даннинга-Крюгера - когнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.

Это мощное оружие дилетантов и критиков в реальной жизни, и особенно на форумах и социальных сетях. Из-за непонимания тонкостей процесса сведения, неспособности учесть особенности исходных треков, стилистики и ориентира на конкретный референс, критика и мнение многих людей не будут иметь вес для того, кто добивается результата осознанными действиями. Зато срач может быть ого-го какой :)

И напоследок, пара моментов, основанных на стадных особенностях мышления:

Эффект присоединения к большинству (эффект подражания) - форма группового мышления, проявляющаяся в том, что популярность определённых убеждений увеличивается по мере того, как их принимает всё больше людей.

Голосование с открытыми результатами потеряет ценность как только начнётся перевес одной из позиций. Тут же “основная масса пользователей” бездумно проголосует за позицию с большим количеством голосов.
Так же с обсуждениями и рекомендациями на форумах - несколько сообщений в одном ключе могут легко повлиять на мнение новых участников.

Подчинение авторитету - склонность людей подчиняться авторитету, игнорируя свои собственные суждения о целесообразности действия.

Все люди могут ошибаться. Но если мнение обычного человека может быть оспорено и проверено, то мнение авторитета запросто слепо принимается за истину. Вспомните “12 стульев”, реакцию противников Остапа Бендера при игре в шахматы.
Неприятный момент - локальные “авторитеты” на форумах, мнение и рейтинг которых зачастую сильно разнятся с умениями и способностью делать реальные вещи. Добавим сюда “Эффект Даннинга-Крюгера” и получаем мощный поток дезинформации, загоняющий новичков в тупик.
В маркетинге, эквалайзер с интерфейсом прибора с многолетней историей будет заведомо более успешным, чем невзрачный “ещё один цифровой эквалайзер”, даже если в звуке они идентичны. Будьте бдительны, в очередной раз напомню - в любой ситуации и принятии решений не забывайте про мозг и уши
Об авторе
SoundMain
1.jpg

Главный редактор группы проектов Soundmain, звукорежиссер, увлеченный демократизацией создания музыки

Комментарии

Нет комментариев для отображения.

Статья информация

Автор
Алексей Раков
Время чтения
4 минут(ы)
Просмотры
2,028
Последнее обновление

Больше в Теория

Больше от Алексей Раков

Назад
Сверху