Проектирование студии часть 7 - Помещения с переменной акустикой | Soundmain

Проектирование студии часть 7 - Помещения с переменной акустикой

В прошлых статьях мы уже не раз отмечали, что разнообразие акустических свойств для тон-залов является скорее благом (в отличие от контрольных комнат), ведь тон-залы являются как бы продолжением музыкальных инструментов исполнителей. В последней статье мы подробно рассмотрели помещения с «нейтральной» акустикой, а также и помещения с «живой» акустикой, в частности такой их подвид как каменные комнаты. Задачи, решаемые с помощью этих двух видов тон-залов, как правило, редко пересекаются. Сегодня мы рассмотрим помещения с переменной акустикой и дикторские комнаты. Разница между ними такая же большая, как между помещениями с «нейтральной» и «живой» акустикой, но она здесь касается не столько задач, сколько объёма, бюджета, функциональности, пр. И если оборудование тон-зала с переменной акустикой большинству студий «не по карману», то вокальные/дикторские кабины должны быть практически в любых студиях, включая мультимедийные

Помещения с изменяемыми акустическими свойствами являются одной из визитных карточек больших студий класса Hi End и заслуженно являются гордостью их владельцев. Многим из нас не раз приходилось видеть такие тон-залы на обложках журналов. Визуальные особенности таких помещений – это поворотные панели на стенах и/или потолках, раздвижные и перемещаемые акустические щиты и стены, возможность изменения геометрической формы помещения, разноуровневая фиксация различных секций потолка и т.п. Что же подвигло инженеров к созданию столь сложных (и дорогих!) конструкций?

Pict1


Рисунок 1. Вариант планировки помещения с переменной акустикой

Конечно, помещения с «нейтральной» акустикой являются относительно универсальными и востребованными; они отлично подходят для записи «попсы», вокала, дикторского текста, небольших камерных ансамблей и многих других записей, которые должны совмещать в себе скромную смету и хорошее качество. Потому их и называют «рабочими лошадками». Но те или иные акустические ограничения заложены во всех помещениях «постоянного» дизайна, ввиду чего они не могут быть всеядными для записи музыки любых из известных стилей. Особенно это касается комнат с «живой» акустикой.

Если же речь идёт о крупномасштабных проектах, где требуется не только наивысшее качество записи, но и наиболее вдохновляющие условия для музыкантов (что является составной частью великолепных записей), то в этом случае существует три варианта выхода из положения:

  • подыскать студию с подходящим помещением с «живой» акустикой;
  • подыскать для сессии помещение с требуемыми акустическими свойствами, если оно даже не приспособлено для звукозаписи (концертные залы, церкви, пр.);
  • воспользоваться помещением с переменной акустикой.
Строить такое помещение уместно разве что в том случае, если студия имеет большой портфель заказов именно с такими супер-проектами.

Pict2


Рисунок 2. Вариант помещения с переменной акустикой. Тон-зал студии “Добролет”, Санкт-Петербург, дизайн Филипа Ньюэлла. “Живая часть помещения — на дальнем плане (видны стеклянные двери и перфорированные диффузеры)

Первые опыты по акустической вариабельности помещений проводились с помощью больших вертикальных щитов, установленных для удобства перемещения на маленькие колёса. В таких щитах одна сторона была, как правило, отражающей, а другая – звукопоглощающей. Результаты этих опытов были довольно успешными, и эта идея получила дальнейшее развитие.

Так какие же есть способы и технологии добиться акустической вариабельности помещения? Прежде всего, нужно заметить, что практически всё, о чём мы будем говорить ниже, касается помещений с большой площадью и высоким уровнем потолков. В небольших помещениях добиться плавного изменения акустических свойств – без «полутонов» – нереально.

Существует пять основных способов добиться вариабельности акустики помещения, причём в первых двух способах в конструкции помещения не предполагается никаких движущихся частей.

На рисунке 1 показан один из таких вариантов, который применим даже к относительно небольшим помещениям. Стены большей длины в таком помещении выполняются в виде «пилы», одна сторона «зубьев» которой является звукопоглощающей, а другая – отражающей или диффузной. Акустическое оформление другой пары стен является также различным. Так, стена, к которой обращена звукопоглощающая часть «зубьев» боковых стен, делается звукопоглощающей, зачастую с применением низкочастотных ловушек. А вот противоположная ей стена является отражающей либо диффузной.

Pict3


Рисунок 3. Вариант помещения с переменной акустикой. Тон-зал Sonobox Studios, Мадрид, Испания. Дизайн Филипа Ньюэлла. А) План помещения с подвижными акустическими панелями; Б) Деталь системы панелей на шарнирах (петлях); В) Закрытое состояние панели; Г) Полуоткрытое состояние панели (можно видеть опорное колесо в нижнем левом углу панели); Д) Открытое состояние панели

ак работает такая конструкция? Рассмотрим в качестве примера несколько вариантов записи вокала в таком помещении. Предполагается, что используемый микрофон будет иметь кардиоидную диаграмму направленности.

Если исполнитель находится спиной к отражающей стене и поёт в направлении звукопоглощающей стены, то в этом случае всё довольно просто, ибо по мере своего распространения звуковая волна практически соприкасается только со звукопоглощающими поверхностями – это звукопоглощающая противоположная стена, а также звукопоглощающие стороны «зубьев», расположенных вдоль боковых стен. При таком направлении расположения исполнителя его местоположение практически не имеет особого значения: в любых позициях акустика помещения будет оставаться практически «мёртвой». Но стоит исполнителю развернуться на 1800, и ситуация меняется.

Допустим, что исполнитель находится вблизи звукопоглощающей стены и поёт в направлении отражающей стены. В этом случае возникают отражения звуковых волн от противоположной стены и от большого количества отражающих половинок «зубьев», расположенных вдоль боковых стен помещения. Чем ближе исполнитель находится спиной к звукопоглощающей стене, тем большее количество «зубьев» работают на отражение, а значит – и больше суммарная площадь отражающих поверхностей. Но с приближением исполнителя по направлению к противоположной отражающей стене на отражение работает меньшее количество зубьев – соответственно уменьшается количество переотражений и их насыщенность. Отражениями от противоположной отражающей стены в данном случае можно пренебречь, так как мы используем микрофон с кардиоидной направленностью.

Pict4


Рисунок 4. Большие тон-залы с переменной акустикой. Видны поворотные конструкции на стенах и потолках. На верхнем снимке — тон-зал студии Olimpic, Лондон

Такой вариант акустического оформления помещения подкупает своей дешевизной, однако не всё так просто. Фактически мы варьируем влиянием акустики помещения на запись с помощью перемещения исполнителя, что далеко не всегда удобно. А что же делать, если записывается, например, камерный ансамбль? Ведь акустическая разнородность в звучании разных инструментов может оказаться достаточно слышимой!

Что ж, для того, чтобы выбрать нужный вариант акустической отделки, важно знать о его преимуществах и ограничениях. В некоторых случаях подобная отделка может быть совершенно бесполезной. В то же время, например, при отделке концертных залов она может быть очень даже кстати, когда отражающие стороны «зубьев» фокусируют и распределяют акустическую энергию в зрительном зале, а звукопоглощающие стороны «зубьев», обращённые к зрителям, способствуют уменьшению шума аплодисментов или гула в зрительном зале.

Рассмотрим ещё один вариант (рисунок 2). Технологически он даже проще в изготовлении, и в качестве базы можно использовать даже помещение с нейтральной акустикой. Смысл этого варианта в том, что одна часть помещения делается максимально звукопоглощающей, а другая – за счёт отделки стен и потолка – делается диффузной с периодическим вкраплением отражающих поверхностей; при этом в «живой» половине нужно добиваться максимальной непараллельности поверхностей во избежание возникновения стоячих волн или дребезжащего эхо.

Не вдаваясь в подробности, отметим, что этот вариант имеет практически те же недостатки, что и предыдущий; добиться в таком помещении общего сбалансированного звучания ансамбля довольно сложно, хотя при записи отдельных исполнителей такой проблемы практически не возникает. Тем не менее, «играя» с расстановкой микрофонов и исполнителей можно добиваться весьма интересных результатов – всё зависит от опыта и ушей звукоинженера. Следует также отметить, что при таком варианте акустической отделки по-настоящему почувствовать проявление «живой» и «мёртвой» зон можно только в достаточно большом помещении.

Назвать вышеперечисленные варианты акустической отделки помещениями с переменной акустикой можно лишь с большой натяжкой. Кроме того, помещения с переменной акустикой уже по определению должны «тянуть» на всеядность, а не ставить звукоинженеров и музыкантов перед фактом серьёзных акустических ограничений. Поэтому со временем начали появляться большие помещения с высокими потолками, обладающие подвижными стенами и/или потолком, которые позволяли изменять соотношение между поглощающими, рассеивающими и отражающими поверхностями, направленными вовнутрь комнаты. При необходимости подвижные панели потолков можно было поднимать или опускать, изменяя, таким образом, характер отражений – с отражений позднего типа на отражения раннего типа (и наоборот).

Наиболее простой тип помещений с поворотными панелями изображён на рисунке 3, и он, безусловно, является шагом вперёд по сравнению с вышеперечисленными вариантами. Применим он, как правило, в помещениях с относительно небольшими размерами. Поворотные панели устанавливаются на шарниры или массивные петли, которые в свою очередь закрепляются на боковых стенах помещения или в его углах. Одна сторона панелей делается мягкой и звукопоглощающей, а другая – жёсткой и отражающей звук.

Данная конструкция позволяет в считанные минуты изменять акустические свойства помещения, однако в плане ограничений она также не является безупречной. Во-первых, речь идёт о достижении акустической вариабельности только с помощью конструкций стен; на потолках обычно никакие подобные конструкции не предусматриваются. Во-вторых, изменение акустических свойств помещения происходит довольно-таки резко, без плавных переходов. В-третьих, одну из сторон в поворотных панелях практически невозможно сделать диффузной, так как это приводит к значительному увеличению веса и глубины конструкции поворотной панели. В-четвёртых, представьте себе процесс поворота такой панели, когда все инструменты уже скоммутированы для записи; ведь всё, что находится к поворотным шарнирам ближе радиуса поворота панели, приходится убирать и расставлять затем заново. Кроме того, в небольших помещениях музыкальные инструменты могут оказаться рядом с отражающими поверхностями, что вряд ли будет способствовать достижению хорошей записи.

Тем не менее, этот вариант изменения акустики помещений доказал свою жизнеспособность и широко используется во многих студиях. Он незначительно дороже первых двух вариантов, в основном за счёт укрепления конструкции стен в местах крепления шарниров и расходов на изготовление поворотных панелей.

Бюджет настоящих больших комнат с переменной акустикой несопоставим с бюджетами первых трёх вариантов (рисунок 4). Это – дорого. Очень. Начнём с того, что это должно быть помещение большой площади с потолками от 8 метров и более, причём значительная часть этой площади (по периметру) отойдёт на акустическую отделку и собственно размещение поворотных панелей. В поворотных панелях предусматривается три плоскости – отражающая, звукопоглощающая и диффузная, поэтому такие панели в сечении напоминают треугольник. Но для обеспечения диффузности в желаемом частотном диапазоне ширина диффузной панели должна быть как минимум один метр и больше, а это значит, что такую ширину должны иметь и другие поверхности поворотной панели – отражающая и звукопоглощающая. С учётом вышесказанного и высоты потолков можно уже себе представить размеры и стоимость всего лишь одной такой панели. А в большом помещении их должно быть много.

С конструкцией отражающей и звукопоглощающей сторон панелей, думаю, всё более-менее ясно. Что же касается диффузных сторон, то их конструкции могут быть самыми разными: в форме полуцилиндра, с волнистой поверхностью, с поверхностью в виде поперечных и продольных рёбер, в виде вогнутых или выпуклых RPG-диффузеров и т.п. Широк и выбор применяемых материалов: дерево, мрамор, камень и т.д.

В связи с тем, что точной подстройкой акустики помещения для записи можно заниматься только из контрольной комнаты, вслушиваясь в изменения акустики через полнодиапазонные мониторы, возникает вопрос механизации поворотных панелей и централизованного управления ими из контрольной комнаты, а это существенно взвинчивает бюджет. Некоторые конструкторы на этом не останавливаются, и предусматривают не только вращение панелей вокруг своей вертикальной оси, но и возможность их перемещения к/от центру(а) помещения. Этот вариант позволяет – в дополнение ко всем уже и так имеющимся возможностям – изменять соотношение между ранними и поздними отражениями, приходящими к микрофонам, изменять время задержки первых отражений, а также увеличивает бюджет в энное количество раз.

Практически та же конструкция поворотных панелей применима и к потолкам, где каждая поворотная панель подвешивается к паре подъёмно-опускных лебёдок. Трудно себе представить возможную стоимость одной лишь системы управления поворотными конструкциями стен и потолков! Существуют и другие конструкции поворотных потолков, которые мы не будем рассматривать в этой статье.

Хочу сразу предупредить, что такая технология не является масштабируемой, т.е. нельзя в маленькой комнате поставить маленькие поворотные панели. Особенно это касается звукопоглощающей и диффузной сторон панелей, ширина и глубина которых зависит не от размеров помещения, а от длины тех звуковых волн, для работы с которыми они рассчитываются.

Какой можно сделать вывод? Подобные помещения с переменной акустикой являются неимоверно дорогими и сложными в изготовлении, хоть они и позволяют в большинстве случаев добиться необходимых акустических условий. В руках профессионалов такие помещения способствуют решению практически любых задач в звукозаписи. С другой стороны, попав по случайности в руки невежд, они способны испоганить любую запись. Впрочем, по аналогии, плохой водитель за рулём «мерседеса» тоже может заехать в кювет ещё быстрее, чем за рулём «копейки». Так что человеческий фактор никто не отменял.

Для помещений небольшого объёма всё-таки лучше подойдут варианты постоянного дизайна, так как очень редко в них можно добиться изменчивости акустики на уровне нюансов.

И последний известный вариант изменения акустических свойств помещения – старые добрые двухсторонние «панели на колёсиках».

Вокальные комнаты или дикторские кабины

Небольшие изолированные кабины для записи присутствуют практически во всех студиях. Конечно, говорить о каких-то сверхкомфортных условиях для музыкантов в этом случае не приходится, однако подобные кабины позволяют решать много текущих студийных задач. Это запись вокала, дикторского текста, дубляж кинофильмов, запись гитарных и бас-гитарных комбисистем. Предостережением могла бы быть разве что запись back-вокала при поочерёдной записи партий. Дело в том, что даже незначительные акустические проблемы помещения, незаметные при записи одной дорожки, могут проявиться во время сведения, когда таких дорожек много. Особенно это касается тех случаев, когда позиции микрофона и поочерёдно поющих в него вокалистов не меняются. В этом случае всё-таки лучше петь всем сразу и записываться в комнате с «нейтральной» акустикой.

Pict5


Рисунок 5. Предполагаемые размеры дикторской кабины

Технологически изготовление дикторских кабин очень напоминает конструкцию комнат с «нейтральной» акустикой. Запись вокала в таких кабинах осуществляется микрофоном с кардиоидной направленностью, а позиция исполнителя подбирается так, чтобы микрофон не был направлен на отражающие поверхности (внутристудийное окно, дверь, пр.)

Специально проектируемые вокальные комнаты должны быть как можно более нейтральными. Следует отметить, что в больших комнатах пространство вокруг микрофона обычно отличается отсутствием ранних отражений, которые бы окрашивали звук. А вот в малых комнатах добиться этого не так уж легко. От акустики малых – в особенности тех, которые обычно ассоциируются с вокальными комнатами – очень трудно добиться общей нейтральности. Поэтому в тех случаях, когда под рукой нет большой комнаты, делать вокальные записи, по-видимому, лучше всего в таких условиях, когда комната не даёт акустической объёмности вообще, за исключением, разве что, отражений, идущих от пола и от окна, ведь нужно ещё учитывать и фактор разборчивости вокального материала. Небольшие размеры помещения обеспечивают слишком маленький «временной зазор» между прямым звуком вокала и его первыми отражениями, что может привести к тому, что многие вокальные нюансы становятся неразборчивыми.

Pict6


Рисунок 6. Структура “плавающего” пола (вариант)

Из-за того, что энергия низкочастотных мод небольшого помещения практически не ослабевает, простые попытки добиться её поглощения за счёт облицовки стен и потолка звукопоглощающей плиткой либо другим материалом будут явно недостаточными. Он будет поглощать высокие частоты, оставляя почти нетронутыми моды, существующие на нижних средних и низких частотах. В результате мы получим комнату с сильно окрашенной объёмностью, с выраженным «бубнением». Это тот случай, когда решение одной проблемы тут же рождает две других. Сделать маленькую комнату музыкально нейтральной практически невозможно, а поэтому единственное, что можно здесь предпринять, так это добиться в ней полного звукопоглощения, а затем обеспечить небольшое количество дискретных отражений.

Pict7


Рисунок 7. Направление укладки гипсокартонных панелей. а) нижний слой; б) верхний слой

Рассмотрим этапы строительства дикторской кабины на примере помещения с конкретными размерами, и сделаем это в виде задания строителям. На рисунке 5 показан план вокальной комнаты с площадью пола всего около 7м2 и высотой потолка 3 м. Предположим, что поверхности комнаты выполнены из пенобетона, а соответствующие работы по звукоизоляции уже проведены..

Pict8


Рисунок 8. Каркасы акустической оболочки для всех 4-х стен помещения

1. Начнём с пола

В данном случае пол будет иметь структуру, как изображено на рисунке 6. Последовательность работ будет следующей:

  • вымостить площадь пола минералватой высокой плотности (Rockwool или Paroc). Одновременно завести все необходимые кабели между контрольной комнатой и дикторской;
  • уложить сверху первый слой 12-мм гипсокартона. Гипсокартон вырезать таким образом, чтобы при укладке он находился на расстоянии 2-3 см от стен. Направление укладки указано на рисунке 7а.
  • уложить сверху один слой гидроизола (еврорубероида, от 4 кг/м2) вплотную к стенам; направление укладки значения не имеет;
  • уложить сверху на еврорубероид ещё один слой гипсокартона. Направление укладки должно быть перпендикулярным направлению укладки первого слоя (рисунок 7b). Гипсокартон вырезать таким образом, чтобы после укладки он находился на расстоянии 2-3 см от стен;
  • вырезать (очень точно) 19-мм ДСП по форме пола так, чтобы она нигде не касалась стен (расстояние 2-3 см).
  • вырезать второй слой ДСП так, чтобы листы нижнего и верхнего слоя укладывались внахлёст (аналогично гипсокартону); вырезанные листы второго слоя отставить в сторону;
  • обильно смазать нижний слой ДСП клеем ПВА (сверху).
  • уложить верхний слой ДСП и зафиксировать его с помощью шурупов-саморезов длиной 35 мм и с шагом около 25-30 см.
  • ламинат или лакированную доску пока не укладывать.
Pict9


Рисунок 9. Каркас акустической оболочки 4-й стены (в масштабе). Зеленым цветом выделено положение коробок дверей и внутристудийного окна, которые будут установлены позже

2. Стена №2

  • сбить каркас из брусков (рисунок 8б). Каркас сбивается горизонтально на полу гвоздями длиной 70-100 мм. Расстояние между центрами брусков – 60 см. Длина вертикальных брусков – 240 см. Длина горизонтальных брусков – 245 см.
  • сверху, вдоль вертикальных брусков, укладываются два листа гипсокартона, которые наживляются гвоздями (30-50 мм); остатки гипсокартона обрезаются;
  • на гипсокартон сверху укладывается гидроизол (еврорубероид). Направление укладки значения не имеет;
  • на гидроизол снова укладывается гипсокартон в вертикальном направлении, но на этот раз цельный лист укладывается посредине, а разрезанные вдоль половинки укладываются по краям;
  • получившийся «сэндвич» гипсокартон/гидроизол/гипсокартон прибить к каркасу через каждые 15-20 см гвоздями 50 мм через шайбы или кусочки жести размерами приблизительно 20х20 мм;
  • проложить сверху слой минералваты Rockwool плотностью 35кг/м3 и наживить его небольшими гвоздиками с картонными шайбочками;
  • практически готовую стенку поставить вертикально, слоем минералваты к пенобетонной перегородке (наружу) и зафиксировать её гвоздями через нижний брусок в ДСП пола. Гвозди должны быть длиной около 70 мм, но ни в коем случае не 100 мм и более. Стенка должна стоять так, чтобы едва касаться слоем минералваты пенобетонной перегородки. Крайние бруски при этом должны находиться на одинаковом расстоянии от стен №1 и №3. Стенка не должна быть плотно прижатой к пенобетонной перегородке. Она также нигде не должна касаться наружных стен, в т.ч. и брусками. Она стоит исключительно на «плавающем» полу.
Pict10


Рисунок 10. Конструкция потолка и крепление его к каркасу стены

3. Стена №1 (рисунок 8а)

  • см.п.2а;
  • сверху укладывается по вертикали два листа гипсокартона – целый и половинка; наживляются и обрезаются;
  • см.п.2в;
  • на гидроизол снова укладывается по вертикали гипсокартон, но сначала половинка, а затем целый лист;
  • см.п.2д;
  • см.п.2е;
  • поставить стенку вертикально, слоем минералваты к наружной гипсокартонной стене, зафиксировать её гвоздями к полу через нижний брусок. Через правый брусок сбить её со стенкой №2.
Pict11


Рисунок 11. Фрагмент дверного полотна в разрезе (вариант)

4. Стена №3 (рисунок 8в)

  • см.п.3а. Расстояние между двумя правыми брусками подбирается так, чтобы передняя стенка, которая будет устанавливаться после этой стенки, стояла перпендикулярно несущим стенам №1 и №3. Это расстояние будет приблизительно 30-40 см.
  • дальнейшие работы производятся в том же порядке, что и в пунктах 2 и 3.
Pict12


Рисунок 12. Разрез внутристудийного окна со стороны дикторской

5. Стена №4 (рисунок 8г)

Каркас стенки рассчитан под дверь размерами 1950 х 650мм и внутреннее окно размерами 1150 х 800мм. Детальный чертёж каркаса изображен на рисунке 9.

Сначала сбивается каркас из брусков 50х50 (на рисунке бруски красного цвета). Далее всё делается в той же последовательности, что и на предыдущих каркасах. Слои гипсокартона лучше укладывать так, чтобы они не перекрывали друг друга. Здесь можно использовать отходы гипсокартона или остатки после укладки пола.

Стенка устанавливается вертикально, прибивается к полу и соседним стенкам №1 и №3. После этого оббивается дверной проём доской 100 х 50мм (на рисунке – зелёного цвета), а затем оконный проём доской 150 х 50мм (на рисунке – зелёного цвета). Таким образом, получаются дверная и оконная коробки. Дверную коробку желательно устанавливать с наклоном в 2-3 градуса, чтобы входные двери затем могли закрываться под собственным весом. Слои гипсокартона и гидроизола при этом прячутся за этими коробками.

Из бруска 75 х 30 мм изготавливаются две рамки (на рисунке жёлтого цвета), которые после вертикальной установки стены прибиваются, как указано на рисунке, так, чтобы их передний край на 25 мм выступал вовнутрь дикторской. Одна рамка будет предназначена для установки силовых розеток, а другая – для микрофонных линий и линий внутреннего мониторинга. В «сэндвиче» внутри образовавшихся рамок просверливаются отверстия, достаточные для прокладки необходимого количества кабеля.

6. Потолок

  • для изготовления потолка используются бруски 100х50 мм, которые вырезаются точно по ширине потолка помещения. На концах этих брусков вырезается выступ 50х50 мм (рисунок 10). Бруски заводятся в боковые стены, поднимаются вверх и прибиваются к вертикальным брускам боковых стен (№1 и №3). Бруски расположены на расстоянии 60 см один от другого. Начинать прибивать потолочные бруски нужно со стороны двери.
  • также как и на стенах, на бруски укладывается в одном направлении слой гипсокартона, затем слой гидроизола в любом направлении, затем снова слой гипсокартона в направлении, перпендикулярном первому. Укладка каждого слоя начинается со стороны пенобетонной перегородки стены №2. Гипсокартон размечается и вырезается так, чтобы он нигде не касался наружных стен. Получившийся «сэндвич» прибивается гвоздями 50-70мм через шайбы или жестяные прокладки к потолочным брускам.
  • вырезаются отверстия под вытяжку и кондиционирование, а также для проводки освещения и сигнализации;
  • по периметру дикторской вплотную к потолочным балкам прибивается к боковым стенкам поддерживающая планка 30 х 25мм. К ней будет крепиться подвесной потолок.
  • промежутки между потолочными балками заполняются двумя слоями минералваты плотностью 0,35-0,38 кг/м3, которые будут поддерживаться или гвоздями, забитыми по бокам в потолочные балки, или тонкими планками, прибитыми внизу к потолочным балкам в перпендикулярном направлении.
  • пространство между изготовленным и конструкционным потолком может быть заполнено минералватой или изовером в любом количестве.
7. Дверь (рисунок 11)

Размеры двери – 1950х650 мм.

  • из брусков 40х20 мм сбивается каркас с внешними размерами по периметру 1870х650 мм;
  • из листа фанеры толщиной 20 мм вырезается планшет двери размерами 1950х650 мм с небольшим запасом для последующей подгонки. При отсутствии цельного листа фанеры планшет двери формируется из её кусков;
  • каркас проклеивается клеем ПВА и прикручивается шурупами длиной 50мм к фанерному планшету двери со стороны фанеры через каждых 15см так, чтобы по периметру оставалось расстояние между каркасом и краем фанеры в 40 мм.
  • из листа фанеры толщиной 20 мм вырезается ещё один планшет двери размерами 1950х650 мм с небольшим запасом для последующей подгонки. При формировании планшета двери из кусков фанеры не допускать совпадений стыков фанеры в различных слоях.
  • второй планшет двери ложится горизонтально на пол и покрывается слоем гидроизола в любом направлении. Сверху укладывается первый планшет двери (каркасом вверх) и плотно прикручивается шурупами длиной 30-35мм ко второму планшету со стороны первого планшета двери.
  • в образовавшееся внутри каркаса пространство вырезается и укладывается гидроизол, затем гипсокартон размерами приблизительно 1830х530 мм, а затем укладывается минералвата (два листа в один слой);
  • вырезается (желательно цельный) кусок фанеры толщиной 5-7 мм и размерами 1870х570 мм. Это – тыльная сторона двери. Этот лист фанеры прижимает внутрь каркаса минералвату и прикручивается по периметру шурупами к каркасу.
  • на обе стороны двери приклеивается пробковая плёнка или ковролин.
8. Окно (рисунок 12)

Окнам и дверям в студии была посвящена отдельная статья в нашем цикле. Конструкции окон могут быть самыми различными. Один из вариантов показан на рисунке 12.

Наш цикл статей о строительстве студий звукозаписи подходит к завершению. В следующей статье мы кратко рассмотрим вопросы кондиционирования, вентиляции, освещения и пр.

Первоначальный источник

  • Александр Кравченко компания Zinteco, г.Киев [email protected]
Об авторе
SoundMain
Алексей Раков
1.jpg

Главный редактор группы проектов Soundmain, звукорежиссер, увлеченный демократизацией создания музыки

Комментарии

Нет комментариев для отображения.

Статья информация

Автор
Алексей Раков
Время чтения
14 минут(ы)
Просмотры
3,491
Последнее обновление

Больше в Студия

Больше от Алексей Раков

Назад
Сверху