В самом начале нашего цикла статей мы договорились о том, что будем следовать принципам разумной достаточности и целесообразности. Что ж, будем придерживаться их и в дальнейшем. Само собой разумеется, что студийные дверные и оконные системы должны обеспечивать необходимую (но не более того!) степень звукоизоляции между помещениями студии, а также не нарушать акустические свойства этих помещений. Трудно не согласиться с тем, что нет ни малейшей необходимости добиваться больших звукоизоляционных свойств оконной или дверной системы, чем звукоизоляция стен, в которых эти системы вмонтированы. Например, если представить, что в оконной или дверной системе нам удалось добиться уровня звукоизоляции в 70dB, в то время как уровень звукоизоляции стены составляет 50dB, то можно смело говорить о том, что мы… выбросили деньги на ветер.
Приведу такой пример. Однажды мне понадобилось навестить товарища, который служил в одной из воинских авиационных частей. Так вот, этот военный аэродром находился в степи, вела к нему обычная полевая дорога, забора или какого-то другого ограждения вокруг части не было, но… На подъезде к части в степи поперёк дороги были установлены ворота, а рядом с ними – контрольно-пропускной пункт. До сих пор не пойму, какая задача могла стоять перед солдатиками, дежурившими там, ведь по абсолютно ровной степи можно было кататься вдоль и поперёк даже на легковой машине, и объезжать эти ворота вместе с контрольно-пропускным пунктом по любой траектории. Очевидно, что установка ворот посреди степи – из разряда иррационального. Такой же иррациональной является установка тяжёлых и дорогих звукоизолирующих дверей, например, в обычной гипсокартонной стене.
Вместе с тем следует иметь в виду, что если всё же понадобится иметь очень высокую степень звукоизоляции в оконной или дверной системе, то знайте, что такая система может оказаться немыслимо дорогостоящей. В одной из статей я уже приводил пример, что подобную оконную систему установила фирма Eastlake Audio в одной из западных студий. Для обеспечения уровня звукоизоляции между помещениями на уровне 80dB стёкла имели толщину 11 сантиметров (!!!) и весили под две тонны каждое. Естественно, что для этого потребовалось усиление каркаса акустической оболочки, значительно возрос её вес и вес всей «плавающей» конструкции, потребовался серьёзный пересмотр материалов подложки «плавающего» пола и т.п. Таким образом, общий вес двух «плавающих» помещений студии достиг двух тысяч тонн (!), а в качестве подложки плавающего пола пришлось применить амортизационные пружины с электровоза. Трудно представить, в какие затраты это вылилось владельцам этой студии.
Наивно предполагать, что можно добиться такой степени звукоизоляции (а это более 90dB), когда в трёх метрах от себя Вы будете видеть через окно играющего барабанщика, и при этом совсем не будете его слышать. Чудес не бывает, и законы физики никто не отменял. В таких случаях я люблю вспоминать фразу Дэвида Хокинса, владельца фирмы Eastlake Audio: «Обычно, когда меня просят сделать звукоизоляцию между помещениями на уровне 80-85dB, я тут же предлагаю построить эти комнаты на разных улицах».
Где же выход? Решение этой проблемы индивидуально в каждом конкретном случае. Если это преуспевающая студия и находится она в престижном здании в центре мегаполиса, где квадратный метр площади стоит сумасшедших денег, то в этом случае может быть целесообразным использование таких дорогих и навороченных оконных и дверных систем, что позволит даже сэкономить на сверхдорогостоящей аренде. Но в большинстве случаев целесообразнее всё-таки потратить деньги на аренду большей площади под студию, а тон-зал для записи барабанов разместить подальше, например, от контрольной комнаты. Впрочем, эти вопросы рассматривались в третьей статье нашего цикла.
Двери
Обычно в качестве внутристудийных и входных дверей используются двери на петлях. Раздвижные двери используются гораздо реже, и о случаях их применения мы поговорим позже. Существует два способа уменьшить возможное негативное влияние поверхностей дверей на акустические свойства студийных помещений: во-первых, размеры дверных полотен подбирают минимально достаточными для нормального функционирования студийного комплекса; во-вторых, само расположение дверей продумывают в таких местах, где их возможное влияние на акустические свойства помещений будет сведено к минимуму. Кратко рассмотрим эти вопросы.
Как правило, высота дверных полотен в студиях составляет два метра, а вот с их шириной возможны варианты. Это во многом определяется специализацией студии. Если студия ориентирована на запись живой музыки, то ширина входных дверей должна быть не меньше 85-90 сантиметров, ведь не исключено, что в будущем на запись музыканты будут приносить довольно-таки габаритные инструменты, такие как контрабас, арфа, барабаны (особенно 24-х дюймовая бас-бочка) и т.п. Через такие двери можно будет внести «на боку» и рояль. Не исключено, что в будущем возникнет соблазн приобрести большую микшерную консоль. Расположение дверей в студии – особенно между входом в студию и входом в большой тон-зал – продумывается тоже таким образом, чтобы это расстояние было минимальным и с наименьшим количеством поворотов. Если же это небольшая студия, ориентированная в основном на запись вокалистов или на электронную музыку, то вполне достаточной будет ширина дверного полотна в 70 сантиметров. Ширина дверей в дикторских или вокальных комнатах также может быть небольшой – 70 или даже 65 сантиметров, но только в том случае, если Вы не планируете в будущем запись там комбисистем.
Наиболее широкие двери, как правило, предусматриваются между большим тон-залом и помещением с «живой» акустикой. Ширина таких дверей может достигать 2,5 метров и более, так что в этом случае к установке планируются раздвижные двери или двери-«раскладушки». И дело здесь даже не только в том, что может возникнуть необходимость, например, перемещения рояля между этими двумя помещениями. С помощью приоткрывания таких дверей звукоинженер может регулировать и как бы подмешивать акустические свойства (реверберацию) помещения с «живой» акустикой к акустической нейтральности большого тон-зала. Как правило, такие двери имеют большую степень остекления, что также способствует хорошему визуальному взаимодействию между музыкантами в различных помещениях.
Размещение дверей следует планировать в тех местах конструкции помещений, которые являются наименее критичными по возможному оказываемому влиянию на акустические свойства помещений. Так, в одной из предыдущих статей мы уже упоминали о том, что не следует устанавливать двери в задних стенах контрольных комнат, нежелательна установка дверей в передней половине боковых стен контрольных комнат. Можно добавить также, что нежелательна установка дверей напротив других отражающих поверхностей (например, окон), особенно если установлены они в параллельных стенах.
В конструкции дверных систем можно предусмотреть разворот дверных полотен на 90о в разные стороны, а также звукоизоляционные тамбуры. Внутристудийные двери должны быть тяжёлыми для обеспечения больших акустических потерь, обладать антирезонансными свойствами, плотно сидеть в дверных коробках. В самом деле, существует всего лишь два фактора, которые способны обеспечить звукоизоляцию по максимуму: огромный вес и большое расстояние. И это не отвлечённые заявления, ведь звукоизоляцию между отдельными помещениями студии можно достаточно просто свести «на нет» непродуманной конструкцией дверей и окон. Кстати, в упомянутой выше бельгийской студии использовались двери промышленного типа с номинальной звукоизоляцией на уровне 55 dB. Они были установлены попарно, а в самых критичных местах – по трое в блоке. Каждая дверь весила 300 кг и подвешивалась с помощью петель на шарикоподшипниках. Когда их закрывали, они создавали усилие на дверной уплотнитель в 400 кг. Вряд ли такие дверные системы можно и нужно применять в домашней или project-студии, которая к тому же находится на одном из этажей высотного здания. Каковы же будут практические рекомендации?
В настоящее время промышленностью выпускается множество самых разнообразных дверей, которые можно применять в качестве внутристудийных. Однако большинство таких дверей имеют три недостатка: во-первых, обладая неплохими звукоизоляционными свойствами в большинстве случаев они всё же не обладают достаточными антирезонансными свойствами; во-вторых, дверные полотна таких конструкций часто являются гладкими и звукоотражающими, и хотя такое решение способствует звукоизоляции, тем не менее дверные полотна должны всё-таки обладать определённой степенью звукопоглощения, чтобы не оказывать заметного влияния на акустические свойства студийных помещений; в-третьих, стоимость таких дверей является очень высокой ($400 и выше). Конечно, в некоторых случаях без таких дверей не обойтись (особенно если требуются двери с остеклением), но в большинстве случаев мы можем сделать двери себе сами. Практика показывает, что такие двери больше соответствуют нашим требованиям, стоимость их значительно ниже (от $70 до $100 вместе с фурнитурой), а на изготовление и установку таких дверей два рабочих тратят не более трёх часов.
Пример конструкции дверей
Начнём с того, что при проектировании студии в каркасе акустической оболочки заблаговременно оставляются места для установки дверей и окон (рисунок 1). Учитывается как размер дверного полотна или оконного проёма, так и то место, которое будет занято дверными коробками. Допустим, что в каркасе акустической оболочки одного из помещений оставлен проём под устройство дверей размерами 2100х900 мм. Если это так, то в каркасе акустической оболочки соседнего помещения тоже должен быть оставлен такой же проём, причём расчёт конструкций каркасов акустических оболочек должен быть таким, чтобы оба дверных проёма находились один напротив другого. Достаточно сказать, что неправильный расчёт нагрузки конструкции акустической оболочки и потолка на «плавающий» пол могут привести к значительному смещению одного дверного проёма относительно другого.
Рисунок 1. Проем под установку внутристудийной дверной системы (вариант), выполненный в кирпичном простенке и акустических оболочках обеих комнат
Для изготовления дверной коробки используется деревянный брус 200х50 мм или 150х50 мм. В данном случае дверная коробка сбивается (100-мм гвоздями или 90-мм шурупами-саморезами) из двух брусов длиной 2000 мм и двух брусов длиной 900 мм. После этого дверная коробка устанавливается в дверной проём так, чтобы по периметру она выступала из каркаса акустической оболочки внутрь помещения на 20-60 мм (это расстояние зависит от толщины декоративно-акустической оболочки и будущего дизайна помещения). Во время установки дверной коробки следует обеспечить её наклон на 2-3 градуса в сторону закрывания дверей, потому что благодаря этой небольшой «хитрости» двери будут стремиться к закрытию уже даже под собственным весом. После этого дверная коробка прибивается к вертикальным боковым и верхнему направляющему брускам каркаса акустической оболочки 100-мм гвоздями, а также к полу.
Рисунок 2. Структура дверного полотна (вариант)
Исходя из размеров дверного проёма и 50-миллиметровой толщины брусков лутки, размер дверного полотна составит 2000х800 мм. Для изготовления дверного полотна нужно вырезать два листа 20-мм фанеры этих размеров, проложить между ними слой еврорубероида и плотно скрутить 35-мм шурупами-саморезами с шагом около 15 см (рисунок 2). После этого полученный «сэндвич» подгоняется с помощью электрорубанка под размеры дверной коробки. По окончании подгонки дверного полотна изготавливается рамка из брусков 30х50 мм с таким расчётом, чтобы расстояние между внешним периметром рамки и периметром дверного полотна со всех сторон было около 40 мм. Размеры такой рамки в нашем случае предположительно могут быть 1900х700 мм. С помощью 70-мм шурупов-саморезов рамка прикручивается к дверному полотну через слой еврорубероида таких же размеров. Образованная рамкой полость заполняется цельным листом гипсокартона (предположительные размеры 1840х640 мм), а затем минеральной ватой Paroc или Rockwool плотностью 35 кг/м3. Слой минеральной ваты прижимается листом фанеры толщиной 10-20 мм, которая заблаговременно вырезана и подогнана под размеры рамки. В целом, дверное полотно готово.
Для навеса дверного полотна в дверной коробке используются три дверных петли с шарикоподшипниками. Весьма желательно сделать небольшой запас по высоте (3-4 мм) в расчёте на последующее просаживание двери во время эксп-луатации. Далее по внутреннему периметру дверной коробки делается окантовка из бруска 30х50 мм с таким расчётом, чтобы между окантовкой и дверном полотном в закрытом положении оставался зазор около 3-4 мм (место для резинового уплотнителя). После этого на дверном полотне и/или по периметру окантовки внутри дверной коробки приклеивается резиновый уплотнитель. Дверное полотно с обеих сторон нужно оклеить ковролином или пробковым шпоном (в соответствии с концепцией утверждённого интерьерного дизайна), а дверную коробку и выступающие деревянные детали дверного полотна следует полакировать или окрасить. Осталось установить доводчик дверей и прикрутить с обеих сторон дверного полотна ручки. Дверь готова.
Рисунок 3. Разрез внутристудийной дверной системы, тамбура и стены между двумя соседними помещениями студии (без звукоизоляционных оболочек
Таким же образом изготавливается дверь и в проёме акустической оболочки соседнего помещения. Осталось сделать дверной переход (или тамбур) между обеими дверями (рисунок 3).
Допустим, что расстояние между внутренними окантовками дверных коробок, к которым приклеиваются уплотнители, составляет 1000 мм. Для изготовления дверного перехода нам необходимо вырезать полоски гипсокартона шириной 497 мм. Вырезанными полосками обивается внутренний периметр обеих дверных коробок (рисунки 4 и 5), причём во время обивки полосы гипсокартона прикладываются вплотную к внутренней окантовке дверных коробок. В результате обивки у нас получится небольшой тамбур, который посередине имеет по периметру щель шириной 5-6 мм. Наличие этой щели является обязательным и очень важным, так как она препятствует акустической смычке между дверными коробками обеих дверей, а значит и между акустическими оболочками обеих помещений. Упомянутая щель плотно заливается силиконом. После того, как силикон застынет, остаётся только оклеить весь получившийся тамбур ковролином, и дверной переход в целом готов.
Во время изготовления дверного перехода вместо полос гипсокартона на полу лучше использовать полосы из ДСП – во избежание продавливания (рисунок 4). Если расстояние между соседними дверными коробками является достаточно большим, то тамбур изготавливается не из гипсокартона, а из ДСП. В некоторых случаях может быть недостаточным крепление полос ДСП лишь по периметру дверных коробок, поэтому края полос ДСП, которые находятся с внутренней стороны тамбура, фиксируются с помощью пенополиуретана к несущим конструкциям, простенкам, звукоизоляционным или акустическим оболочкам. В достаточно больших тамбурах необходимо заблаговременно предусмотреть устройство дежурного освещения (светильник с лампочкой 15-25 Вт).
Рисунок 4. Структура тамбура внутристудийной дверной системы (низ)
Описанный дверной блок, состоящий из двух дверей и дверного перехода, обеспечивает достаточно хорошую звуко-изоляцию вплоть до низких частот. Следует заметить: чем больше будет расстояние между дверьми (и чем глубже будет дверной переход или тамбур), тем до более низкой частоты будут эффективными звукоизоляционные свойства описанного дверного блока. Если же при проектировании обеспечить ещё и достаточную непараллельность дверей, то это будет препятствовать возникновению резонансов внутри этого блока.
Двери с остеклением
В некоторых случаях (например, когда нет возможности установить внутристудийное окно) приходится использовать двери с остеклением. Наиболее часто это случается в малобюджетных студиях, когда контрольная комната является достаточно узкой, и дверной блок между контрольной комнатой и тон-залом (как правило, дикторской или вокальной комнатой) приходится располагать по центру фронтальной стены. Если данная контрольная комната проектируется по концепции «бессредных комнат», то наличие в центре фронтальной стены стеклянных и отражающих звук дверей практически не будет вносить помех в условия мониторинга (предполагается, что мониторы дальнего поля вмонтированы заподлицо во фронтальную стену).
Рисунок 5. Структура тамбура внутристудийной дверной системы (верх)
Естественно, что такие двери являются довольно сложными в изготовлении, поэтому ориентироваться придётся на то, что есть в строительных магазинах. На что стоит обратить внимание при выборе? Во-первых, стоит обратить внимание на двери, которые имеют двойной или тройной стеклопакет; во-вторых, лучшим выбором будут те двери, в которых стеклопакет состоит из стёкол разной толщины; в-третьих, если используются двери с одним стеклом, то чем больше толщина стекла – тем лучше; в-четвёртых, если используются двери с одним стеклом, то при одинаковой толщине стекла предпочтительнее использовать те двери, у которых используется стекло-триплекс («работа» триплекса чем-то напоминает работу «сэндвича» акустической оболочки, «работа» которого была описана в предыдущей статье). Стёкла-триплекс также больше удовлетворяют требованиям безопасности, так как обладают большей ударопрочностью. И даже если такое стекло всё-таки вдруг разбилось (например, от неосторожного движения или случайного удара гитарой), то оно не рассыплется на острые осколки и не поранит находящихся в студии людей.
При изготовлении блока из дверей с остеклением очень важно избежать параллельности их расположения, а также повысить звукопоглощающие свойства остальных поверхностей внутри тамбура. Если дверной блок установлен между контрольной и вокальной комнатами, то добиваться указанной непараллельности следует за счёт некоторого разворота дверей, которые установлены в акустической оболочке вокальной комнаты. Это принесёт нам двойную выгоду: с одной стороны, будет способствовать уменьшению резонансной энергии мод в тамбуре дверного блока; с другой стороны, отражение от стекла двери звука поющего вокалиста не будет поступать обратно в направлении его микрофона.
Разновидностью дверей с остеклением являются раздвижные двери. Их дверные полотна могут либо раздвигаться в разные стороны (наподобие дверей в купе вагона), либо складываться «гармошкой» (наподобие дверей в троллейбусе или трамвае; в этом случае дверные полотна являются составными из нескольких секций). Обычно подобные двери применяются в студиях, в которых есть несколько тон-залов с различными акустическими свойствами. Как правило – между основным тон-залом и «яркой» комнатой или комнатой с «живой» акустикой. Правила установки этих дверей такие же, как описывалось выше. Особенностью же их применения является то, что в некоторых случаях при помощи приоткрывания створок дверей можно менять акустические свойства того помещения, в котором производится запись. Другими словами, кроме своих основных функций подобные двери могут выступать в роли некоего «миксера-дозировщика» между акустическими свойствами соседних помещений. Лично мне известно несколько студий, в которых этот приём звукоинженерами активно используется.
Оконные системы
При обсуждении внутристудийных оконных систем чаще всего задаётся вопрос о количестве стёкол внутри их: два, три, четыре или ещё больше? Но обо всём по порядку.
При проектировании оконных систем студии и определении их размеров нужно учитывать два основных взаимоисключающих друг друга фактора: с одной стороны, размеры окон должны быть как можно больше, чтобы обеспечивать достаточную обзорность; с другой стороны, размеры окон должны быть как можно меньше, чтобы свести к минимуму нежелательное влияние на акустические свойства помещений и на уровень звукоизоляции между ними. Конечно, можно добиться высокого уровня звукоизоляции и в оконных системах больших размеров; в этом случае необходимо будет применять толстые и очень дорогие стёкла. Но можно добиться и не менее эффективного результата путём уменьшения размеров окна. Истина, как и во многих подобных случаях, находится посередине.
Если при определении места размещения дверей мы имеем некоторую степень свободы, (т.е. мы можем размещать двери в наименее критичных местах с точки зрения оказываемого воздействия на акустические свойства помещения), то при проектировании размещения окон мы такой свободы не имеем, так как окна должны быть размещены прежде всего в местах, обеспечивающих хороший визуальный контакт между людьми в разных помещениях студии. При проектировании студии оконные проёмы делаются достаточными для того, чтобы обеспечивать необходимый угол обзора между соседними помещениями, но не более того. Минимально возможные размеры оконных систем и места их установки определяются на основании точно выверенных векторов обзора. Эта задача значительно облегчается при компьютерном трёхмерном моделировании (например, в программе ArchiCAD). Как правило, если высота оконного проёма составляет 80 сантиметров, то этого вполне достаточно для приемлемого вертикального обзора; расстояние между полом и нижней кромкой окна обычно составляет 95-100 сантиметров.
Наружные стёкла в оконных системах устанавливаются под наклоном так, чтобы они отражали приходящий к ним звук в сторону звукопоглощающего потолка. Принято считать, что чем больше такой наклон – тем лучше. Но усердствовать особо не следует. Например, при большом наклоне стекла может оказаться, что свет от потолочных светильников отражается в глаза звукоинженеру (окна «бликуют»), что приводит к раздражительности и быстрой утомляемости. Кроме этого, сильно наклонённые стёкла быстрее припадают пылью. Достаточно сказать, что на практике наклон стёкол составляет от 8 до 15 градусов.
При устройстве оконной системы обычно используются два окна, которые смонтированы в акустических оболочках соседних помещений и соединены туннельным переходом наподобие того, что мы рассматривали в случае с дверьми (рисунок 6). В этом случае подразумевается двукратное остекление. Если же между помещениями предусмотрен кирпичный простенок или звукоизоляционные оболочки, то в них также можно смонтировать окно, а иногда даже два-три. Вследствие этого оконная система может иметь трёх- или даже четырёхкратное остекление. Это может оказаться полезным для снижения звукопередачи при переходе от одного вида конструкции стен к другому и, в частности, для того, чтобы звук не мог пробиться к кирпичному простенку или бетонной стене, которая находится внутри конструкции. Однако четырёхкратное остекление не во всех случаях может оказаться более эффективным, чем двукратное. Конечно, на высоких и средних частотах четырёхкратное остекление лучше в плане звукоизоляции, но оно сильно проигрывает на низких частотах, потому что расстояние между стёклами является критичным для низкочастотной изоляции, так как здесь большее расстояние между стёклами может оказаться более эффективным, чем многократное остекление. Например, если расстояние между акустическими оболочками соседних помещений составляет 60 сантиметров, то в некоторых случаях эффективнее будет установка двух окон со стёклами 19 мм и 12 мм на расстоянии 60 см друг от друга, чем установка четырёх стёкол той же толщины с разбивкой туннельного перехода на секции глубиной примерно 15, 20 и 25 см. В вопросе выбора количества стёкол для оконной системы нет абсолютных и универсальных правил, решение в каждом случае принимается индивидуально, и зависит оно от конструкции стен, углов наклона стёкол, а главное – от вида деятельности студии. Например, если мы возьмём студию, которая предназначена для записи вокала и дубляжа кинофильмов, то в этом случае между контрольной и вокальной комнатами вряд ли понадобится сколько-нибудь серьёзная низкочастотная звукоизоляция, поэтому в данном случае предпочтение, возможно, лучше отдать четырёхслойному остеклению. Однако если студия занимается главным образом записью рок-коллективов и/или записью танцевальной музыки с преобладанием низких частот, то в этом случае может лучше подойти вариант двойного остекления с большим расстоянием между стёклами. Другими словами, каждый случай требует индивидуального подхода.
Пример конструкции оконной системы
Как и в случае с установкой дверей, при проектировании студии в каркасах акустических оболочек и простенках заблаговременно оставляются проёмы для окон. Допустим, что в каркасе акустической оболочки одного из помещений оставлен проём под устройство оконной системы размерами 1500 (ширина) х 900 (высота) мм. Если это так, то в каркасе акустической оболочки соседнего помещения тоже должен быть оставлен такой же проём, причём находиться они должны один напротив другого. Следует учитывать просадку плавающего пола под нагрузкой в обеих помещениях.
Рисунок 6. Разрез оконной системы (внутристудийное и наружное окна) [вариант
Для изготовления рамы окна используется деревянный брус 150х50мм. Рама сбивается 100-мм гвоздями или 90-мм шурупами-саморезами из двух брусов длиной 1500 мм и двух брусов длиной 800 мм. В некоторых случаях боковым стенкам рамы придаётся некоторый уклон для обеспечения большего наклона устанавливаемого в неё стекла. После этого рама устанавливается в проём так, чтобы по периметру она выступала из каркаса акустической оболочки внутрь помещения на 20-100 мм (расстояние зависит от толщины декоративно-акустической оболочки и будущего дизайна помещения), и прибивается к вертикальным боковым, а также верхнему и нижнему направляющим брускам каркаса акустической оболочки 100-мм гвоздями.
Таким же образом изготавливается оконная рама в проёме акустической оболочки соседнего помещения. В некоторых случаях, когда требуется большая обзорность из помещения А в помещение Б, рама в помещении Б может быть несколько шире.
После установки рам в проёмах нужно сделать направляющие под стёкла. Для этого используются планки в сечении приблизительно 20х20 мм, которые после подгонки внутри рам плотно прикручиваются к ним 55-мм шурупами-саморезами (с шагом около 150 мм). Планки изготавливаются в двойном количестве, так как их второй комплект будет использован после установки стекла для его прижима.
По окончании установки направляющих для стёкол между оконными рамами делается из гипсокартона туннельный переход (тамбур) наподобие того, что изготавливался между двумя дверными коробками (см.выше). После этого переход оклеивается ковролином.
Исходя из размеров проёмов и 50-миллиметровой толщины брусков рам, приблизительный размер стёкол составит 1400х800 мм. Но так как стёкла будут устанавливаться в рамы с некоторым наклоном, их ширина должна быть несколько больше, чем 800 мм. При расчётах нужно учесть также и толщину стёкол.
Перед установкой стёкол следует нанести на направляющие равномерный слой силикона, а сами стёкла – тщательно протереть. После установки стёкла равномерно прижимаются со всех сторон и закрепляются по периметру прижимными планками.
Описанный оконный блок обеспечивает достаточно хорошую звукоизоляцию. Следует ещё раз напомнить: чем больше будет расстояние между стёклами (и чем глубже будет туннельный переход или тамбур), тем до более низкой частоты будут эффективными звукоизоляционные свойства описанного оконного блока.
Заключение
В этой статье мы рассмотрели лишь основные принципы, которые нужно учитывать при проектировании и изготовлении оконных и дверных внутристудийных систем. В зависимости от совокупности обстоятельств вариантов таких систем может быть великое множество, поэтому приведённые выше описания не следует рассматривать как догму или как универсальные решения при любых обстоятельствах. Цель этой и предыдущих статей – не предоставление каких-либо подробных чертежей, а рассказ об основных проблемах при проектировании студий и возможных путях их решения. Тут нет и не может быть шаблонов. Решение по любому элементу студии – будь то звукоизоляционная или акустическая оболочка, конфигурация помещения, оконная система и пр. – принимается на основании расчётов и рассмотрении всех проблем в комплексе. Именно такой подход позволяет добиться приемлемых результатов при эффективном вложении средств. Эта мысль уже неоднократно звучала и в этой статье, и в предыдущих.
Однако мы – «самые хитрые». В течение последнего года я получил много писем по следам публикаций. И ни в одном из них не затрагивались какие-либо проблемные вопросы! Авторов писем больше интересовало, где купить клеящую шпатлёвку, «один или два гипсокартона клеить» и т.п. Это говорит о том, что большинство читателей «студийная философия» вовсе не интересует, а приведённые чертежи механически используются для изготовления элементов своих студий, хотя в большинстве случаев они могут туда совсем не подходить! Что ж, понимая, что подобное «использование» информации из этих статей может принести больше вреда, чем пользы, в своих следующих статьях я буду вынужден отказаться от публикации каких-либо чертежей.
Вот что пишет по этому поводу Ф.Ньюэлл: «Эклектический вариант проектирования по принципу «с бору по сосенке», который сводится к тому, что «я хочу иметь мониторные системы из студии «А», заднюю стену из студии «B», покрытие передней стены из студии «C», интерьер студии «D», и т п. – не имеет шансов на существование. Если бы с таким подходом создавали, например, скаковых лошадей, то, скорее всего, получился бы верблюд. Поэтому наиболее подходящим нужно считать комплексный подход. Покрытие передней стены из студии «C» может быть совершенно не совместимым с дизайном задней стенки студии «B» и т.д. …»1