Эта статья посвящена рассмотрению действенных методов параллельной компрессии вокала, которые применяет в своей практике известный звукорежиссёр Майкл Брауэр. В ней также приведены советы по их воспроизведению в программе Cubase.
В ноябрьском номере «Sound on Sound» напечатано интервью с Майклом Брауэром, звукорежиссером, занимавшимся сведением записей таких звезд, как Rolling Stones, Пол Маккартни, Aerosmith и Боб Дилан.
Майкл востребован и сегодня, он работает с Джеймсом Моррисоном и группой Coldplay. Я старался узнать как можно больше информации о его технике обработки вокала, так как на меня произвел неизгладимое впечатление звук, который он получил в первом альбоме Джеймса Моррисона под названием Undiscovered.
Выяснилось, что Брауэр очень необычно подходит к компрессии вокала, он одновременно использует пять разных компрессоров, а потом смешивает сигнал. Тут возникает вопрос, почему бы не упростить процесс вставкой напрямую компрессора в вокальный трек?
По словам Брауэра, первая причина заключается в том, что при использовании пяти разных моделей компрессоров каждый из них по-разному меняет тембр вокала и привносит в него свои побочные эффекты. Смешивая эти сигналы, вы можете добиться очень яркого и убедительного тембра.
При использовании этого метода в дальнейшем я выявил еще одно его важное преимущество, заключающееся в серьёзном сжатии динамического диапазона без жесткого ограничения пиков в случае применения параллельной компрессии.
Параллельная компрессия вокала.
В Cubase предусмотрена возможность разных способов параллельной установки нескольких компрессоров. Например, самый простой способ — продублировать аудио трек и в каждый из них добавить по компрессору. Однако процесс может стать довольно не комфортным, если вам захочется в дальнейшем еще раз обработать сигнал.
Удобнее посылать трек на разные каналы, включая в них компрессоры, тем более, если вы намерены обрабатывать сигнал с помощью дилеев и ревербераторов. Может быть, вам захочется прописать каждый компрессор на отдельный FX Channel Track — в таком случае все эффекты посыла будут находиться в одном месте на экране.
Стоит учесть, что в старых версиях посыла вы можете столкнуться с проблемой ограниченных возможностей маршрутизации сигнала, другими словами, сбор всех сигналов с параллельных FX Channel треков на одну шину будет невозможным. Поэтому вам нужно будет сделать для каждого компрессора отдельный Group Channel Track .
Итак, в окне проекта создается 5 Group Channel треков. Для связки их с первоначальным аудио сигналом выбирается вокальная дорожка и открывается секция «Sends» в инспекторе трека.
При нажатии мышью на любой слот появляется выпадающее меню, содержащее список только что созданных Group Channel треков. Каждый из них устанавливается в отдельный слот. Следует проверить, все ли слоты активированы и на каждом ли из них установлена нулевая громкость. Целесообразно установить максимальную громкость именно здесь, а затем заниматься регулировкой уровней непосредственно в микшере.
Кроме того, установите все «sends» в режим «post-fader», о причинах этого я расскажу попозже.
Теперь от ведущего вокала должна идти параллельная передача сигнала каждому Group Channel треку на одинаковом уровне, и при смене выхода главного трека на No Bus необработанный сигнал пропадет из микса.
И в завершение создайте еще один Group Channel Track, на который назначьте выходы остальных Group Channel.
Выбор компрессоров.
Итак, маршрутизация сигнала завершена, теперь можно заняться выбором компрессоров. Проблема заключается в примерно одинаковом звучании всех компрессоров, встроенных в Cubase, и зацикливание только на них погубит суть нашего эксперимента. А суть в том, чтобы, подобрав компрессоры с разным звучанием, выиграть на этом контрасте.
Многие музыканты устанавливают на своих компьютерах огромное количество сторонних компрессоров, большинство из которых можно бесплатно скачать в интернете, так что, я думаю, вы не столкнетесь с ограничениями в выборе. Все, что потребуется от вас, это сравнить их звучания и выбрать оптимальную, на ваш взгляд, комбинацию.
Сначала бывает трудно различить звучание нескольких компрессоров, и для понимания специфики работы каждого стоит активизировать их на полную мощность, после чего побочные эффекты, которые являются целью нашего эксперимента, станут более заметными.
Однако все эти кручения ручек приборов будут бессмысленными без вашего понимания того, что вы хотите получить в результате этой обработки.
Итак, чему нужно уделить внимание в первую очередь? Включив плагин, послушайте, как изменяются ваши ощущения от прослушивания при усилении и сжатии сигнала. Некоторые компрессоры делают звучание вокала более оживленным, в то время как другие, наоборот, выравнивают его и заставляют звучать более сдержанно.
Некоторые компрессоры искажают звук, и как раз эти побочные эффекты обычно являются их основным плюсом. Однако в конечном итоге все зависит от сводимой вами музыки.
Для этого эксперимента я выбрал пять плагинов, доступных для бесплатного скачивания, так что вы сможете легко воспроизвести мои установки и в будущем применять их в качестве отправной точки в своих начинаниях.
Первые два компрессора обеспечивают сравнительно чистое звучание. Речь идет о ярком и естественном Cubase Vintage Compressor и чуть более явном Stillwell Audio’s Dbx 160-inspired Major Tom.
Каждый из трех остальных выдает нам собственное искаженное звучание. У Bootsy’s Density звук воздушный, богатый на высокие частоты. Buzzroom’s Grancomp обеспечивает получение слегка острого, трубочного призвука. Antress Modern’s VHME выдает тяжеловесное звучание. При желании вы можете подобрать другие плагины, но все-таки постарайтесь придерживаться такой же «вкусовой комбинации».
После подключения всех компрессоров можно заняться микшированием. Здесь нет каких-то строгих правил, и вам позволительно начать работу на интуитивном уровне. Единственная рекомендация, которую я считаю довольно полезной, — время от времени нажимайте кнопку «Mute» для заглушки того или иного канала. Таким образом, вы сможете оценить участие каждого из них в достижении общего результата.
Нельзя забывать, что общий уровень громкости вокала зависит от любых тональных изменений, так что рекомендуется время от времени подстраивать громкость на мастер-шине вокала.
В завершение
Если вы уже успешно поэкспериментировали со всем изложенным выше, позволю себе поделиться еще несколькими идеями для продолжения ваших экспериментов.
Во-первых, можно создать еще один Group Channel Track, ориентируясь как бы на шестой компрессор, но на самом деле не вставлять его туда. Используйте его для добавления в микс некомпрессированного вокала, параллельно с остальными треками. Таким образом, вы сделает звук более живым, если вдруг до этого вы переборщили с компрессией.
Для украшения вокала эффектами наподобие реверберации и дилэя самое лучшее, что вы можете сделать, это вставить их в секцию «Sends» на мастер-шине вокала в режиме «post-fader».
Тем не менее, не пренебрегайте возможностью вставить их в канал, в котором содержится оригинал вокального трека. Такой метод позволит вам добиться более слабого эффекта в местах с тихим звучанием вокала и наоборот, что также сделает микс более живым.
И, наконец, помните об автоматизации, без которой вы не сможете получить желанное коммерческое звучание. Подумайте, какой трек выбрать для выстраивания общей автоматизации громкости.
Если делать это на первоначальном аудиоканале, автоматизация будет оказывать сильное влияние на работу компрессоров, тогда как изменение уровня на мастер-шине скажется только на компрессированном сигнале.
Моя практика показала, что более музыкальное звучание выдает первый метод, и выбирать мастер-шину стоит лишь в случае проблем с самой компрессией.