Правильное панорамирование | Soundmain

Правильное панорамирование

1


Эффекты имеют не меньшее значение в деле создания звуковой сцены. Цифровая реверберация может быть очень полезной при размещении звука в виртуальном акустическом пространстве.

Особенно хорошо для этой цели подойдут ревербераторы наподобие Altiverb, Space Designer или REVerence, Однако и алгоритмические процессоры наподобие IK Multimedia Classik Studio Reverb тоже могут пригодиться.

Регулирование количества задержки в левом и правом канале стерео-ревербератора позволяет изменить время, которое необходимо звуку для отражения от виртуальных стен и возвращения обратно.

Таким образом, вы можете координировать положение источника в стереопространстве, изменяя его не только в плане «ближе-дальше», но и «вправо-влево».

Например, использование в барабанах более короткой по сравнению с остальными инструментами пред-задержки (pre-delay) приведет к их перемещению вглубь звуковой сцены, так как расстояние до самой ближней отражающей поверхности виртуальной сцены будет короче.

Использование этой же техники позволяет тонко панорамировать источники. Например, установка в левом канале меньшей пред-задержки, чем в правом, приведет к смещению звука влево, так как инструмент как бы подвинется к левой виртуальной стене.

Безусловно, к использованию подобной техники следует подходить очень аккуратно, так как чересчур большое количество реверберации затрудняет определение точного положения звука в миксе. Все это напоминает реальный мир: чем больше отражений, тем труднее понять, откуда что идет. Результатом является размазанная и малопонятная звуковая картина.

Существует одна уловка: берется монофоническая реверберация, добавляется к требуемому источнику и панорамируется именно на то место, где расположен оригинальный звук. Такая методика позволяет укрепить его положение, а не спрятать.

Также не целесообразно использовать в одном миксе большое количество разных типов реверберации. Например, обработка фортепиано с помощью реверберации типа «Room», а вокала – более объёмным типом «Hall» приведет, скорее всего, к странному общему звучанию. Я не говорю, что нельзя применять разные виды реверберации, но нужно следить, чтобы они хорошо друг с другом сочетались.

Также стоит немного остановиться на одном интересном способе усиления стереолокализации с помощью эквалайзер а. Вы, наверное, уже знаете, что из-за теневого эффекта от головы звук, который приходит в одно ухо, по тону отличается от этого же звука, но который попадает в другое, за исключением ситуации, когда источник находится прямо по центру.

С помощью эквализации можно имитировать это явление вместе с панорамированием или без него. Используйте подъем на несколько децибел в районе 3000–5000 Hz в канале, со стороны которого ожидается звук и зеркальное понижение в другом канале. Это позволит усилить чувство направления на источник.

Так как в обоих каналах обработка характеризуется параметрами, прямо противоположными друг другу, то суммирование в моно не приведет к ухудшению звука. Эксперименты с частотой и уровнями усиления/ослабления могут помочь вынудить источник выдвинуться за границы динамиков.

Заставить звук идти с одной стороны можно с помощью задержки одного канала примерно на 1 миллисекунду. Таким образом будет сымитирована естественная разница между прибытиями звука в каждое ухо. Не задержанный сигнал предоставляет направление на источник.

Эффект можно усилить, используя тонкие регулировки панорамы и уровня и рассмотренную выше зеркальную эквализацию. Однако помните, что любой способ обработки, связанный с задержками сигнала, при суммировании в моно чреват появлением эффекта гребенчатой фильтрации. Этот момент стоит учитывать.

Движение

Безусловно, постоянное использование статичной панорамы для источников – необязательное условие, но в средствах автоматизации современных программ предусмотрена возможность изменения положения звуков во время развития микса.

Однако знайте меру в использовании этого средства: использование автоматизации в нужных местах позволит сделать яркие и заметные эффекты, которые подчеркивают и усиливают эмоциональное влияние музыки.

Но при злоупотреблении автоматизацией уши быстро привыкнут и не будут больше воспринимать эти эффекты. В самых тяжелых случаях композиция даже может вызывать у слушателя раздражение.

Вообще многие инструменты рекомендуется удерживать в достаточно статичных позициях и перемещать их только тогда, когда нужно привнести изюминку.

Часто злоупотребляют и автопаннером. Однако, по моему мнению, этот эффект работает просто отлично при обработке им возврата с ревербератора.

Исходный звук, к примеру, ту же гитару, удерживайте в центрально части панорамы, а самой реверберации позвольте летать из одной стороны в другую. Это приводит к удивительному ощущению движения при статичном центре звука.

Расширение стереобазы

Многие звукорежиссеры пытаются добиться более широкой стереокартины в своих миксах, и существует много средств для достижения этой цели. Однако все эти средства следует использовать очень и очень аккуратно.


Согласно одной старой истине, лекарство и яд отличаются только дозой.
Для расширения монофонических или узко звучащих каналов можно использовать широкий ассортимент инструментов: расширители стереобазы, хорус, стерео-ревербераторы и дилэй.

Одним из самых старых способов расширить звучание стереоисточника является подмешивание в правый канал инвертированного сигнала с левого канала и наоборот.

Увеличение в обоих каналах уровня компонентов с инвертированной фазой приводит к созданию все большей и большей ширины стереобазы. Это увеличение продолжается до момента, когда уровни прямых и инвертированных сигналов становятся одинаковыми.

Я считаю, что до этого не дойдет, так как достичь наиболее благозвучного результата получится раньше. Если все же перейти эту границу, то произойдет простой обмен мест каналами, поэтому будьте осторожны с этим эффектом.

При суммировании в моно произойдет нейтрализация противофазных элементов друг другом, поэтому гребенчатой фильтрации вам не стоит опасаться. Однако возможно некоторое уменьшение уровня обработанного трека, особенно если было задействовано большое количество противофазных компонентов.

Честно говоря, все эти эффекты работают лучше всего при добавлении к определенным дорожкам и при экономном использовании. Если подключить в мастер-шину такой расширитель, то звучание может сначала показаться более эффектным. Однако таким образом можно очень легко необратимо испортить микс.

Безусловно, я не отрицаю, что бережное расширение стереобазы на стадии мастеринга в большинстве случаев приносит пользу.

В некоторых мастеринговых плагинах наподобие iZotope Ozone реализован инструментарий для манипулирования со стереобазой. Их совместное использование с другими плагинами может привести к благозвучному расширению стереокартины. И снова: постарайтесь не переборщить.

Пуристы звукозаписи предпочитают обходиться без подобной обработки, называя ее «нечестной игрой». Они считают, что микс и без подобной обработки должен звучать надлежащим образом. Это, конечно, весомый аргумент, но далеко не каждому доступны услуги студии Abbey Road, поэтому умеренное использование таких плагинов может быть весьма эффективным.

Окружающая среда

Грамотное акустическое оформление студии является важнейшим условием качественного сведения. Объяснение простое: если ваш микс предназначен для прослушивания широкой аудиторией, то главная ваша задача заключается в том, чтобы сделать его хорошо звучащим на любом устройстве: на MP3-плейере, в машине или на Hi-Fi-системе.

При создании звуковой сцены все большее значение приобретают акустические качества окружающей среды и система контроля. Если существует потребность в точном позиционировании источников в тех или иных местах стереокартины, то и саму стереокартину следует сделать по возможности точной.

Иными словами, следует позаботиться об акустическом оформлении помещения и правильно разместить мониторы, которые в свою очередь должны отличаться высоким уровнем качества.

Некоторые методы, которые мы рассматривали выше, в том числе и использование задержек в каждом канале стерео-ревербератора, не обязательно можно будет явно услышать на всех типах звуковоспроизводящих систем, особенно это касается дешевых устройств. Те методы, которые подразумевают обычное панорамирование, можно будет заметить на любой акустике.

Есть люди, которые предпочитают делать сведение в наушниках. Однако наушники редко позволяют понять, как звучит микс на самом деле.

Качество работы наушников с точки зрения позиционирования также вызывает сомнения, поскольку они направляют звук непосредственно с левой или с правой стороны, что практически никогда не происходит в реальной жизни, так как звук приходит к нам, прежде всего спереди, но конечно, с учетом окружения и реверберации того места, где мы находимся.

Однако в наше время масса людей использует подключенные к MP3-плейеру наушники для прослушивания музыки, причем многие только так ее и слушают. Поэтому перед звукорежиссером стоит задача создать микс, одинаково хорошо звучащий и в колонках, и в наушниках.
Об авторе
SoundMain
Алексей Раков
1.jpg

Главный редактор группы проектов Soundmain, звукорежиссер, увлеченный демократизацией создания музыки

Комментарии

Нет комментариев для отображения.

Статья информация

Автор
Алексей Раков
Время чтения
5 минут(ы)
Просмотры
2,664
Последнее обновление

Больше в Панорама

Больше от Алексей Раков

Назад
Сверху