Применение компрессии редко происходит по принципу «настроил и забыл». Компрессия для баса – именно тот случай, когда одно решение не подходит под все ситуации. Согласованное звучание в области низких частот действительно важно для вашего микса. Человеческое ухо воспринимает высокие частоты громче, чем низкие, но аудитория быстро заметит, если низ «торчит», и трясёт их сиденья.
Бас может быть очень привередливым инструментом, у него часто можно встретить на грифе как мертвые зоны, так и области избыточного резонанса. Ваш басист может играть открытое А на второй струне, и чувствовать инструмент мощным и наполненным, но когда он перемещается вверх по грифу, чтобы взять D на пятом ладу, он может ощущаться «пустым». Противоположная проблема так же нехороша: одна нота на грифе резонирует в помещении, и «торчит» по сравнению с остальными басовыми нотами. Применение компрессии на проблемном инструменте может быть спасением. Применение же компрессии на хорошо звучащем инструменте может перевести его из категории «хороший» в категорию «отличный».
Давайте посмотрим несколько ситуаций и подходы к применению компрессии на бас-гитаре.
Идеал
Для большинства исполняемых на концерте материалов идеальной является ситуация, когда бас-гитарист имеет уверенное и последовательное звучание. Компрессия в этом сценарии, как правило, требуется минимальная. Вам нужно всего лишь слегка уплотнить то, что уже есть. Компрессор в данном случае — клей, который держит уровень низких частот ровно, и немного сглаживает, или подчеркивает атаку в момент касания струны.
Первоначальный переходный процесс громкий и наполненный, затем звук медленно затухает. В зависимости от песни и исполнения естественное затухание ноты может изменяться.
Одна из целей компрессирования баса — сделать затухание медленнее, так чтобы бас был слышен и чувствовался дольше, чем он звучит естественно. Для этой цели используется соотношение (ratio) 6:1 и медленная атака. Но вы можете установить атаку так, чтобы компрессия начиналась сразу после первоначального касания струны. Когда басист играет, начните медленно регулировать порог компрессии (threshold), и вы услышите, что бас звучит более «длинно» и наполнено по мере отпускания порога. Не отпускайте порог слишком далеко, потому что, если вы установили большой уровень компрессии, то с определенной точки бас начнет звучать «мелко» и менее динамично. Такой способ «дробления» звука не очень-то хорош в этой ситуации. Смотрите на индикатор количества компрессии (gain reduction) – желательно, чтобы он начинал срабатывать сразу после первоначального касания струны. Таким образом, компрессор помогает басовой ноте звучать дольше, до следующей ноты, создавая наполненное звучание.
Я, как правило, начинаю настройку с медленным возвратом (release), который могу изменить в процессе настройки. Индикатор gain reduction только-только начинает уменьшаться до начала следующей ноты. Весь этот процесс — больше искусство, чем наука. Начните с атаки, возврата и порога в данной точке, а затем настраивайте и экспериментируйте.
Проблемы с басом
Если я пытаюсь исправить неровный звук бас-гитары, то я должен быть очень внимательным к исполнению. Иногда вы можете иметь только одну или две ноты, которые должны быть выделены, исходя из контекста песни. Если вы на саундчеке просите вашего басиста поиграть самостоятельно, а он начинает играть слэп, который не имеет никакого отношения к песне, которую будет играть в вечернем концерте, вы мало чем поможете вашему миксу. Работая с басом во время репетиции группы, вы можете слышать, как ваши установки будут влиять на ваш микс. Обычно я прошу бас и барабаны играть припев снова и снова, пока не буду счастлив.
В ситуации с проблемным инструментом я применяю более высокий ratio — 10:1, это хорошая точка для начала, а атаку и восстановление я ставлю в средние значения. Тогда компрессия будет начинаться только после того, как нота начинает «высовываться». Если компрессор включается слишком быстро, и вы замечаете компрессию, то это не проблема. Установите порог так, чтобы компрессор просто слегка «касался» звука в ходе нормального исполнения, может быть, поджимая на 1 или 2 дБ. Следует заметить, что после того, как играется проблемная нота, количество компрессии усиливается, чтобы уменьшить проблемную частоту.
Проблемы с басистом
Предположим, у вас есть молодой бас-гитарист, который временами играет довольно неровно по динамике, а может быть — он играет неровно все время. В обоих случаях вы будете иметь очень динамичное звучание и много атаки. Если басист играет так все время, то вы обнаружите, что в звуке не хватает низких частот. В этом случае, вместо того, чтобы пытаться улучшить сустейн, лучше снизить начальные переходные процессы. Для исправления данной ситуации устанавливаются быстрая атака и быстрое восстановление, чтобы компрессор сразу реагировал на быстрые переходные процессы. Ratio устанавливается в соответствии с неровностью исполнения. Начать можно с 4:1, и, используя уши, попытаться скорректировать звучание. Внимательно отнеситесь к установке порога компрессии.
Если басист играет медиатором, то лучше компрессор привлечь сразу. Для динамичного музыканта компрессор должен включаться на сложных для него нотах. Если компрессор не реагирует на легкие прикосновения бас-гитариста, то,наверное – порог слишком высок, и его нужно вернуть немного назад. Когда эта техника используется должным образом, не должно быть потери на краю басового диапазона, и бас лучше сидит в миксе.
Компрессия для характера звука
Описанные методы применения компрессии помогают расширить звучание баса, или исправить некоторые проблемы. Если вы используете плагины, или у вас имеется несколько вариантов внешних приборов, то вы можете попробовать использовать компрессию баса еще в одном ключе. Как определенная педаль у гитариста, в комбинации с конкретным инструментом и усилителем, дает определенный характер звучания, таким же образом конкретный компрессор будет иметь свое влияние на звук бас-гитары.
Компрессор 1176 (Blue Stripe ) добавляет немного «песка» и немного «разбивает» звук в момент восстановления. Это нравится некоторым людям, которые хотят, чтобы бас воспринимался немного перегруженным. Компрессор LA-2A имеет «круглый» и теплый звук, который хорошо подходит бас-гитаре. Это классический звук, который вы слышите на бесчисленном количестве записей.
Вы можете не иметь этих приборов в своем распоряжении, но у вас может быть несколько различных внешних компрессоров, из которых вы можете выбирать, с помощью методик, описанных выше, и пониманием того, что один компрессор может быть лучше для бас-гитары, чем другой. Лучшее, что можно сделать — экспериментировать, и пусть ваши уши будут вам судьей.
При работе с этими методиками имейте в виду, что компрессия редко работает по принципу «настроил и забыл». Однажды найденные настройки для баса — это не волшебный сет для всех басов во все времена, и не один размер для всех. Если есть сомнения, помните правило — чем меньше, тем лучше.
Единственная вещь, которая хуже, чем плохой звук баса – это компрессия, убивающая в нём все остатки жизни.