Сведение - это процесс соединения и улучшения отдельных элементов композиции, чтобы они вместе прозвучали как единое целое. Если композиция отвечает за создание интересных ритмов, запоминающихся мелодий и насыщенных аккордовых последовательностей, то сведение фокусируется на более тонких звуковых аспектах: на том, чтобы всё звучало чисто, динамично и вкусно.
Отличный микс не может полностью "спасти" слабую композицию - сведение не заменяет собой хорошую идею песни. Но умение качественно сводить помогает сделать трек звучащим как коммерческий продукт и усиливает эмоциональное воздействие.
В этой статье мы разберём ключевые этапы сведения, инструменты и основные техники, которые применяют звукорежиссёры.
Как сводить музыку: три ключевых этапа
Чтобы примерно объяснить все тонкости, мы выдим три основных этапа сведения:- Установка уровней (Setting levels)
- Панорамирование (Panning)
- Добавление эффектов (Adding effects)
Шаг 1: Установка уровней
Когда всё звучит громко - в итоге не слышно ничего!. Определение правильных уровней громкости для отдельных элементов трека - один из самых фундаментальных шагов микширования.В цифровой рабочей станции (DAW) существуют два основных способа задания уровней: использование фейдера и автоматизация.
Использование фейдера
В большинстве DAW рядом с треком будет присутствовать слайдер-фейдер: уменьшением или увеличением его вы регулируете громкость (в дБ). Обычно у нового трека фейдер установлен на 0 дБ по умолчанию.Фейдер удобен для быстрой установки стабильного уровня элемента. Например, если вокал или инструмент всегда остаётся на одном уровне громкости, этого может быть достаточно.
Автоматизация
Иногда громкость нужно менять в зависимости от части трека: например, гитары тихие в куплете, громкие - в припеве. Вместо того чтобы копировать трек, создавая "куплет-гитару" и "припев-гитару", удобнее задействовать автоматизацию.Автоматизация позволяет в графическом виде задать кривую изменения параметра (в нашем случае - громкости) во времени: точки на графике диктуют значения. Как только автоматизация задана, ручное движение фейдера не влияет - он "подчиняется" заданной кривой.
Подход к уровням
Хотя идея установки уровней проста, сделать это правильно - уже половина успеха микса. Подумайте, на чём вы хотите сделать акцент: в поп-треке это может быть вокал, в хаус-треке - бочка.Установите приоритет и выстраивайте другие инструменты относительно этого. Один из важных моментов - не допускать, чтобы мастер-фейдер (общий уровень всех треков) превышал 0 дБ, иначе может произойти искажение (клиппинг).
Продвинутые техники
Фейдеры и автоматизация - хорошая база. Но, по мере роста ваших навыков, стоит рассмотреть другие методы:- Плагин Gain (автоматизируемый) вместо фейдера, чтобы сохранить фейдер "свободным".
- Изменение клип-гейна (clip gain) аудио-файлов - ещё один способ управлять громкостью без фейдера.
Шаг 2: Панорамирование
Ещё один важный шаг - это панорамирование, то есть распределение звуков в стерео-пространстве, чтобы создать ощущение широты, глубины и ясности.Когда вы слушаете любимую песню, вы наверняка замечали: некоторые инструменты звучат слева или справа, другие - "спереди", то есть центровке стерео-панорамы. Это выбор инженера микса.
Если все инструменты будут расположены по центру и на одинаковой громкости, получится плотный, "двухмерный" микс: например, сложно будет разобрать вокал или мелодию. Поэтому панорамирование помогает организовать пространство.
Что такое панорамирование?
Панорамирование означает назначение каждого трека на определённую позицию в стерео-поле:- Сильно влево (100 % слева)
- Сильно вправо (100 % справа)
- Центр (звучит одинаково слева и справа)
- Где-то между Центром и "сильно" левым/правым.
Как пользоваться панорамой
В большинстве DAW есть ручка "pan" рядом с фейдером. Если повернуть её, звук двигается по стерео-полю (в наушниках эффект заметен особенно хорошо).Советы по панорамированию
- Баланс важен: старайтесь, чтобы общий уровень звука слева и справа был примерно схожим - даже если на одной стороне больше инструментов.
- Некоторые элементы лучше держать в центре: например, ведущий вокал, бочка (kick), малый барабан (snare), бас. Они становятся "якорями" трека.
- Другие инструменты можно панорамировать: гитары, синтезаторы, пианино часто хранят некоторую ширину. Например: у пианино высокие ноты могут звучать справа, низкие - слева. У драм-кита (kick/snare) в центре, хай-хэты и томы - чуть в сторону.
- Жёсткое панорамирование ("hard panning") - полезный приём, но использовать его лучше осознанно и умеренно: может выглядеть как "силовой" эффект, а не как "естественный".
- Лучший способ улучшать навык - активно слушать музыку, обращая внимание на панораму. Само осознание поможет правильно распределять в пространстве.
Продвинутые техники
Панорама - не только статическая ручка. Есть техники:- Ширина (widening) - делать звук ощущаемо "более широким", даже если он всё ещё "в центре".
- Автоматизация панорамы: звук может двигаться слева-справа по таймингу.
- Стерео-тремоло и другие модульные эффекты, которые обеспечивают движение в панораме.
Шаг 3: Добавление эффектов
Третий ключевой этап - применение эффектов через аудиоплагины. Эти эффекты используются для обработки треков и придания им необходимой формы и характера.Что такое плагины?
В музыкальном производстве (и вообще в софте) плагин - это модуль, расширяющий функциональность программы. В контексте DAW бывают:- Виртуальные инструменты (плагины-инструменты): синтезаторы, сэмплеры.
- Эффект-плагины: изменяют звук (эквализация, реверберация, задержка и др.).
- Утилитарные плагины: визуализация, контроль усиления, модули-метры.
Как установить плагины
Большинство DAW уже содержит встроенные версии этих эффектов. Примеры программ: Ableton Live, FL Studio, Logic Pro X, Studio One.Теперь подробнее по каждому эффекту.
Эквалайзер (EQ)
Эквалайзер - это мощный инструмент, который позволяет управлять балансом между частотами, составляющими тембр звука: сделать его ярче, глубже, чище и т.д.Если вы хоть раз крутили ручки "басы/высокие" на стереосистеме или в плеере - вы взаимодействовали с формой эквалайзера.
Что показывает эквалайзер
В большинстве DAW вы увидите мультирежимный EQ-плагин: горизонтальная ось - частота (примерно от 20 Гц до 20 кГц), вертикальная - уровень (в дБ). По сути, эквалайзер - это как набор фейдеров для разных частотных диапазонов: можно "поднять" или "опустить" определённую группу частот.Как звучит эквалайзер
- Например, если звук недостаточно выражен - можно повысить высокие частоты, чтобы он стал чище. Если звук слишком резкий или "шипит" - можно уменьшить высокие частоты.
- Если бас и бочка "сходятся" на тех же частотах и мешают друг другу, с помощью EQ можно освободить пространство: уменьшить одни частоты у бас-гитары и усилить у бочки, или наоборот.
- Эквалайзер также может быть чисто креативным: например, убрать всё ниже 2 кГц - звук станет похожим на дешевое радио; убрать всё выше - как будто звук идёт "из-под воды". Можно автоматизировать такие изменения во времени, чтобы звук "прояснялся" или "тонул".
Задержка (Delay)
Дилей - это эффект, который берёт аудио-сигнал, удерживает его на некоторое время, а затем проигрывает обратно. Самый знакомый вариант - эхо.Например, вы записали вокал без задержки, потом применили delay - и появились повторения, "отголоски".
Параметры delay
- Delay time (время задержки): сколько времени проходит до "повтора" (помимо миллисекунд: может быть выбран ритмический делитель 1/4, 1/8 и т.д.).
- Feedback (обратная связь): процент сигнала, который возвращается в вход и снова задерживается. Чем выше - тем больше эхо-повторов.
- Mix: баланс между оригинальным и обработанным (с эффектом) сигналом.
- Low cut / high cut: фильтры, которые позволяют убрать низкие или высокие частоты из сигнала задержки.
Как использовать delay в миксе
- Следите за feedback: если значение больше 100 % - эхо будет усиливаться и может уйти в бесконечность. Обычно этого не хотят.
- Не стоит ставить delay на всё подряд: чрезмерное использование может ухудшить разборчивость микса. Немного - и вдумчиво.
- Не бойтесь экспериментировать: delay может использоваться не только для "звукового оформления", но и как музыкальный приём: например, call-response (вопрос-ответ), ритмические паттерны, гармонические эхо-эффекты.
Реверберация (Reverb)
Реверберация - один из наиболее часто используемых эффектов. По сути - разновидность delay, где повторения настолько близко во времени и плотны, что вы воспринимаете не отдельные эхо, а общее ощущение "помещения".Мы слышим реверберацию каждый день: когда хлопаете в пустом зале - прямой звук + отражения от стен = реверберация, и мозг воспринимает объём помещения.
Если взять тот же вокал без эффекта, а затем применить реверберацию - станет ощущение, будто звук "плывёт" или "отражается" от стен, появляется пространство.
Параметры reverb
- Decay (время затухания): сколько времени требуется, чтобы реверберация уменьшилась примерно на 60 дБ (RT60).
- Early reflections: первые отражения звука от поверхностей - чем их больше, тем ближе ощущается помещение.
- Pre-delay: задержка до первых отражений - большой пред-delay создаёт ощущение большого пространства.
Множество плагинов также имеют фильтры low cut/high cut и параметр mix, как и delay.
Как использовать reverb в миксе
- Как и с delay: будьте выборочны. Огромный зал может звучать эффектно в изоляции, но плохо в полном миксе.
- Не используйте слишком много различных ревербераций: если трек "пытается" создать множество разных пространств, он может потерять связность. Обычно несколько "универсальных" ревербераций дадут более цельный звук.
- Используйте вспомогательные (aux)-трeки: например, несколько звуков отправляют на один трек с реверберацией - экономит ресурсы CPU и упрощает управление.
Компрессия (Compression)
Компрессия помогает сделать трек более однообразным по уровню: уменьшает динамический диапазон (разницу между самыми тихими и самыми громкими частями) сигнала.Если сравнить кривую без компрессии: там может быть резкое отличие между хай-хэтами (тихими) и бочкой/снэром (громкими). После компрессии - уровень становится ближе, всё звучит "плотнее".
Основные параметры компрессора
- Threshold (порог): уровень (в дБ), после которого компрессор начинает работать.
- Ratio (коэффициент): насколько сильно сигнал будет уменьшаться после превышения порога. Пример: порог -20 дБ, сигнал -16 дБ, ratio 2:1 → выход -18 дБ.
- Attack (время атаки): как быстро компрессор начинает действовать после превышения порога.
- Release (время отпускания): сколько времени сигнал возвращается к норме после действия компрессора.
- Make-up gain (компенсация уровня): после компрессии общий уровень может снизиться - ручка make-up gain позволяет поднять его.
Как использовать компрессию в миксе
Компрессия может показаться сложной для новичков - и это нормально. Но это один из самых часто используемых эффектов.Типичные задачи:
- "Склеить" элементы: если один звук слишком выделяется, компрессия может помочь ему "влиться" в общий микс.
- Упростить установку уровней: вместо того, чтобы вручную регулировать громкость, можно позволить компрессору справляться с перепадами.
- Сделать звук громче: парадоксально, но поскольку пики подавлены, после make-up gain можно поднять общий уровень и выйти на более высокий уровень громкости перед клиппингом.
При этом особенно в начале обучения действует правило: меньше - лучше. Проще освоить базовые вещи и не перегружать проект эффектами. Статья дала вам набор ключевых инструментов, чтобы начать.
Со временем вы, вероятно, будете микшировать прямо во время написания композиции - корректировать уровни, добавлять эффект или два на лету. Некоторые предпочитают отдельную сессию под микс, другие - смешивают "на ходу". Нет единственно правильного пути: главное - экспериментировать, повторять, улучшать и получать удовольствие от процесса.