Как сводить музыку: новичкам о трех ключевых этапах | Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей
Приложение
Как установить приложение на iOS

Смотрите видео ниже, чтобы узнать, как установить наш сайт в качестве веб-приложения на домашнем экране.

Примечание: Эта возможность может быть недоступна в некоторых браузерах.

Что нового?

Как сводить музыку: новичкам о трех ключевых этапах

Подробное руководство по основам аудио-микширования для начинающих продюсеров и звукорежиссёров. В статье объясняются три ключевых этапа микса - настройка уровней, панорамирование и добавление эффектов - а также раскрывается практическое использование EQ,
Подробное руководство по основам аудио-микширования для начинающих продюсеров и звукорежиссёров. В статье объясняются три ключевых этапа микса - настройка уровней, панорамирование и добавление эффектов - а также раскрывается практическое использование EQ, компрессора, реверберации и задержки. Материал помогает понять, как добиться чистого, сбалансированного и профессионального звучания трека, и подходит для тех, кто хочет освоить базовые техники сведения в любой DAW.

Сведение - это процесс соединения и улучшения отдельных элементов композиции, чтобы они вместе прозвучали как единое целое. Если композиция отвечает за создание интересных ритмов, запоминающихся мелодий и насыщенных аккордовых последовательностей, то сведение фокусируется на более тонких звуковых аспектах: на том, чтобы всё звучало чисто, динамично и вкусно.

svedenie.webp.jpg



Отличный микс не может полностью "спасти" слабую композицию - сведение не заменяет собой хорошую идею песни. Но умение качественно сводить помогает сделать трек звучащим как коммерческий продукт и усиливает эмоциональное воздействие.

В этой статье мы разберём ключевые этапы сведения, инструменты и основные техники, которые применяют звукорежиссёры.

Как сводить музыку: три ключевых этапа

Чтобы примерно объяснить все тонкости, мы выдим три основных этапа сведения:
  1. Установка уровней (Setting levels)
  2. Панорамирование (Panning)
  3. Добавление эффектов (Adding effects)
Необязательно делать их строго в этом порядке: вы можете возвращаться к композиции, добавлять или убирать инструменты, создавать паузы в треке ("muting"). Но почти во всех случаях именно эти три шага будут присутствовать.

Шаг 1: Установка уровней

Когда всё звучит громко - в итоге не слышно ничего!. Определение правильных уровней громкости для отдельных элементов трека - один из самых фундаментальных шагов микширования.

В цифровой рабочей станции (DAW) существуют два основных способа задания уровней: использование фейдера и автоматизация.

Использование фейдера

В большинстве DAW рядом с треком будет присутствовать слайдер-фейдер: уменьшением или увеличением его вы регулируете громкость (в дБ). Обычно у нового трека фейдер установлен на 0 дБ по умолчанию.

Фейдер удобен для быстрой установки стабильного уровня элемента. Например, если вокал или инструмент всегда остаётся на одном уровне громкости, этого может быть достаточно.

Автоматизация

Иногда громкость нужно менять в зависимости от части трека: например, гитары тихие в куплете, громкие - в припеве. Вместо того чтобы копировать трек, создавая "куплет-гитару" и "припев-гитару", удобнее задействовать автоматизацию.

Автоматизация позволяет в графическом виде задать кривую изменения параметра (в нашем случае - громкости) во времени: точки на графике диктуют значения. Как только автоматизация задана, ручное движение фейдера не влияет - он "подчиняется" заданной кривой.

Подход к уровням

Хотя идея установки уровней проста, сделать это правильно - уже половина успеха микса. Подумайте, на чём вы хотите сделать акцент: в поп-треке это может быть вокал, в хаус-треке - бочка.

Установите приоритет и выстраивайте другие инструменты относительно этого. Один из важных моментов - не допускать, чтобы мастер-фейдер (общий уровень всех треков) превышал 0 дБ, иначе может произойти искажение (клиппинг).

Продвинутые техники

Фейдеры и автоматизация - хорошая база. Но, по мере роста ваших навыков, стоит рассмотреть другие методы:
  • Плагин Gain (автоматизируемый) вместо фейдера, чтобы сохранить фейдер "свободным".
  • Изменение клип-гейна (clip gain) аудио-файлов - ещё один способ управлять громкостью без фейдера.
Не обязательно сейчас всё это применять - это скорее будущие шаги.

Шаг 2: Панорамирование

Ещё один важный шаг - это панорамирование, то есть распределение звуков в стерео-пространстве, чтобы создать ощущение широты, глубины и ясности.

Когда вы слушаете любимую песню, вы наверняка замечали: некоторые инструменты звучат слева или справа, другие - "спереди", то есть центровке стерео-панорамы. Это выбор инженера микса.

Если все инструменты будут расположены по центру и на одинаковой громкости, получится плотный, "двухмерный" микс: например, сложно будет разобрать вокал или мелодию. Поэтому панорамирование помогает организовать пространство.

Что такое панорамирование?

Панорамирование означает назначение каждого трека на определённую позицию в стерео-поле:
  • Сильно влево (100 % слева)
  • Сильно вправо (100 % справа)
  • Центр (звучит одинаково слева и справа)
  • Где-то между Центром и "сильно" левым/правым.

Как пользоваться панорамой

В большинстве DAW есть ручка "pan" рядом с фейдером. Если повернуть её, звук двигается по стерео-полю (в наушниках эффект заметен особенно хорошо).

Советы по панорамированию

  • Баланс важен: старайтесь, чтобы общий уровень звука слева и справа был примерно схожим - даже если на одной стороне больше инструментов.
  • Некоторые элементы лучше держать в центре: например, ведущий вокал, бочка (kick), малый барабан (snare), бас. Они становятся "якорями" трека.
  • Другие инструменты можно панорамировать: гитары, синтезаторы, пианино часто хранят некоторую ширину. Например: у пианино высокие ноты могут звучать справа, низкие - слева. У драм-кита (kick/snare) в центре, хай-хэты и томы - чуть в сторону.
  • Жёсткое панорамирование ("hard panning") - полезный приём, но использовать его лучше осознанно и умеренно: может выглядеть как "силовой" эффект, а не как "естественный".
  • Лучший способ улучшать навык - активно слушать музыку, обращая внимание на панораму. Само осознание поможет правильно распределять в пространстве.

Продвинутые техники

Панорама - не только статическая ручка. Есть техники:
  • Ширина (widening) - делать звук ощущаемо "более широким", даже если он всё ещё "в центре".
  • Автоматизация панорамы: звук может двигаться слева-справа по таймингу.
  • Стерео-тремоло и другие модульные эффекты, которые обеспечивают движение в панораме.

Шаг 3: Добавление эффектов

Третий ключевой этап - применение эффектов через аудиоплагины. Эти эффекты используются для обработки треков и придания им необходимой формы и характера.

Что такое плагины?

В музыкальном производстве (и вообще в софте) плагин - это модуль, расширяющий функциональность программы. В контексте DAW бывают:
  • Виртуальные инструменты (плагины-инструменты): синтезаторы, сэмплеры.
  • Эффект-плагины: изменяют звук (эквализация, реверберация, задержка и др.).
  • Утилитарные плагины: визуализация, контроль усиления, модули-метры.
В сведении мы в основном фокусируемся на эффектах и утилитах. Статья рассматривает четыре базовых типа эффектов: эквалайзер (EQ), задержка (Delay), реверберация (Reverb) и компрессия (Compression).

Как установить плагины

Большинство DAW уже содержит встроенные версии этих эффектов. Примеры программ: Ableton Live, FL Studio, Logic Pro X, Studio One.
Теперь подробнее по каждому эффекту.

Эквалайзер (EQ)

Эквалайзер - это мощный инструмент, который позволяет управлять балансом между частотами, составляющими тембр звука: сделать его ярче, глубже, чище и т.д.
Если вы хоть раз крутили ручки "басы/высокие" на стереосистеме или в плеере - вы взаимодействовали с формой эквалайзера.

Что показывает эквалайзер

В большинстве DAW вы увидите мультирежимный EQ-плагин: горизонтальная ось - частота (примерно от 20 Гц до 20 кГц), вертикальная - уровень (в дБ). По сути, эквалайзер - это как набор фейдеров для разных частотных диапазонов: можно "поднять" или "опустить" определённую группу частот.

Как звучит эквалайзер

  • Например, если звук недостаточно выражен - можно повысить высокие частоты, чтобы он стал чище. Если звук слишком резкий или "шипит" - можно уменьшить высокие частоты.
  • Если бас и бочка "сходятся" на тех же частотах и мешают друг другу, с помощью EQ можно освободить пространство: уменьшить одни частоты у бас-гитары и усилить у бочки, или наоборот.
  • Эквалайзер также может быть чисто креативным: например, убрать всё ниже 2 кГц - звук станет похожим на дешевое радио; убрать всё выше - как будто звук идёт "из-под воды". Можно автоматизировать такие изменения во времени, чтобы звук "прояснялся" или "тонул".
И, наконец, хорошее микширование часто подразумевает, что по всему диапазону частот есть сбалансированное содержание: эквалайзер помогает добиваться этого.

Задержка (Delay)

Дилей - это эффект, который берёт аудио-сигнал, удерживает его на некоторое время, а затем проигрывает обратно. Самый знакомый вариант - эхо.
Например, вы записали вокал без задержки, потом применили delay - и появились повторения, "отголоски".

Параметры delay

  • Delay time (время задержки): сколько времени проходит до "повтора" (помимо миллисекунд: может быть выбран ритмический делитель 1/4, 1/8 и т.д.).
  • Feedback (обратная связь): процент сигнала, который возвращается в вход и снова задерживается. Чем выше - тем больше эхо-повторов.
  • Mix: баланс между оригинальным и обработанным (с эффектом) сигналом.
  • Low cut / high cut: фильтры, которые позволяют убрать низкие или высокие частоты из сигнала задержки.

Как использовать delay в миксе

  • Следите за feedback: если значение больше 100 % - эхо будет усиливаться и может уйти в бесконечность. Обычно этого не хотят.
  • Не стоит ставить delay на всё подряд: чрезмерное использование может ухудшить разборчивость микса. Немного - и вдумчиво.
  • Не бойтесь экспериментировать: delay может использоваться не только для "звукового оформления", но и как музыкальный приём: например, call-response (вопрос-ответ), ритмические паттерны, гармонические эхо-эффекты.

Реверберация (Reverb)

Реверберация - один из наиболее часто используемых эффектов. По сути - разновидность delay, где повторения настолько близко во времени и плотны, что вы воспринимаете не отдельные эхо, а общее ощущение "помещения".
Мы слышим реверберацию каждый день: когда хлопаете в пустом зале - прямой звук + отражения от стен = реверберация, и мозг воспринимает объём помещения.

Если взять тот же вокал без эффекта, а затем применить реверберацию - станет ощущение, будто звук "плывёт" или "отражается" от стен, появляется пространство.

Параметры reverb

  • Decay (время затухания): сколько времени требуется, чтобы реверберация уменьшилась примерно на 60 дБ (RT60).
  • Early reflections: первые отражения звука от поверхностей - чем их больше, тем ближе ощущается помещение.
  • Pre-delay: задержка до первых отражений - большой пред-delay создаёт ощущение большого пространства.
    Множество плагинов также имеют фильтры low cut/high cut и параметр mix, как и delay.

Как использовать reverb в миксе

  • Как и с delay: будьте выборочны. Огромный зал может звучать эффектно в изоляции, но плохо в полном миксе.
  • Не используйте слишком много различных ревербераций: если трек "пытается" создать множество разных пространств, он может потерять связность. Обычно несколько "универсальных" ревербераций дадут более цельный звук.
  • Используйте вспомогательные (aux)-трeки: например, несколько звуков отправляют на один трек с реверберацией - экономит ресурсы CPU и упрощает управление.

Компрессия (Compression)

Компрессия помогает сделать трек более однообразным по уровню: уменьшает динамический диапазон (разницу между самыми тихими и самыми громкими частями) сигнала.

Если сравнить кривую без компрессии: там может быть резкое отличие между хай-хэтами (тихими) и бочкой/снэром (громкими). После компрессии - уровень становится ближе, всё звучит "плотнее".

Основные параметры компрессора

  • Threshold (порог): уровень (в дБ), после которого компрессор начинает работать.
  • Ratio (коэффициент): насколько сильно сигнал будет уменьшаться после превышения порога. Пример: порог -20 дБ, сигнал -16 дБ, ratio 2:1 → выход -18 дБ.
  • Attack (время атаки): как быстро компрессор начинает действовать после превышения порога.
  • Release (время отпускания): сколько времени сигнал возвращается к норме после действия компрессора.
  • Make-up gain (компенсация уровня): после компрессии общий уровень может снизиться - ручка make-up gain позволяет поднять его.

Как использовать компрессию в миксе

Компрессия может показаться сложной для новичков - и это нормально. Но это один из самых часто используемых эффектов.
Типичные задачи:
  • "Склеить" элементы: если один звук слишком выделяется, компрессия может помочь ему "влиться" в общий микс.
  • Упростить установку уровней: вместо того, чтобы вручную регулировать громкость, можно позволить компрессору справляться с перепадами.
  • Сделать звук громче: парадоксально, но поскольку пики подавлены, после make-up gain можно поднять общий уровень и выйти на более высокий уровень громкости перед клиппингом.
Правда в том, что обучение сведению - это процесс на всю жизнь. Мы рассмотрели четыре эффекта, которые встречаются почти в каждом треке, но существует множество других - просто они более ситуативные.

При этом особенно в начале обучения действует правило: меньше - лучше. Проще освоить базовые вещи и не перегружать проект эффектами. Статья дала вам набор ключевых инструментов, чтобы начать.
Со временем вы, вероятно, будете микшировать прямо во время написания композиции - корректировать уровни, добавлять эффект или два на лету. Некоторые предпочитают отдельную сессию под микс, другие - смешивают "на ходу". Нет единственно правильного пути: главное - экспериментировать, повторять, улучшать и получать удовольствие от процесса.
Об авторе
SoundMain
Главный редактор группы проектов Soundmain, звукорежиссер, увлеченный демократизацией создания музыки​

Комментарии

Нет комментариев для отображения.

Статья информация

Автор
Алексей Раков
Время чтения
7 минут(ы)
Просмотры
23
Последнее обновление

Больше в Сведение / Мастеринг

Больше от Алексей Раков

Поделиться статья

Приветствуем!

Зарегистрировавшись у нас, вы сможете обсуждать, делиться и отправлять личные сообщения другим членам нашего сообщества.

Зарегистрироваться сейчас!
Назад
Сверху