Гранулярный синтез: руководство по сути метода и применению | Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей
Приложение
Как установить приложение на iOS

Смотрите видео ниже, чтобы узнать, как установить наш сайт в качестве веб-приложения на домашнем экране.

Примечание: Эта возможность может быть недоступна в некоторых браузерах.

Что нового?
Некоторые из моих самых запоминающихся моментов в творчестве связаны с превращением обычного звука в нечто абсолютно иное.

Иногда это означало разбор звука на мельчайшие фрагменты и изучение его через микроскопический объектив — именно тут проявляется гранулярный синтез.

35628591411811f08f54aa35b3d6ca3e-6.webp.jpg



Что такое гранулярный синтез?​

Гранулярный синтез объединяет ряд методик, позволяющих разбивать длинные аудиосэмплы на мелкие сегменты и повторно упорядочивать их для создания уникального вывода. «Гранула» — это один из таких маленьких сегментов, обычно размером от 10 до 50 миллисекунд (хотя ограничения по длине отсутствуют).

Работая на сверхмикроскопическом масштабе времени, гранулярный синтез превращается в мощный инструмент для растяжения времени и смены тональности аудиоматериала. Такие инструменты, как Celemony Melodyne, возможность деформации в Ableton Live и новый синтезатор Splice Astra, активно применяют гранулярные методики. Но возможности гранулярного синтеза простираются гораздо шире.

Применение гранулярного синтеза​

Чтобы лучше ощутить силу гранулярного синтеза, попробуем превратить необычный аудиосэмпл в нечто более музыкальное. Для примера возьмем Robert Henke’s Granulator II, поскольку он организован аналогично штатному плагину Sampler в Ableton Live, производит мощные эффекты и самое приятное — доступен бесплатно.

Преобразование кастрюли в красивый звук​

Ниже приведена короткая музыкальная композиция, созданная исключительно методом гранулярного синтеза:


Может показаться невероятным, но исходным материалом для всей композиции послужила обычная металлическая сковорода, удар по которой длился всего пару секунд. Вот так действует сила грануляции: кухонный предмет превращается в потрясающий атмосферный пейзаж.

Давайте пройдем шаг за шагом, как получился этот звук. Загрузив образец в Granulator II, посмотрим на основные параметры и поймем, как они формируют конечный результат. Прежде всего убедитесь, что подключили трек к клавиатуре или заполнили клип MIDI-нотами.

Grain​

g_01.webp.jpg

Этот параметр управляет как частотой запуска зерен, так и их длительностью. Постепенно увеличивая частоту зерна, можно заметить сокращение зоны воспроизведения и увеличение скорости воспроизведения. Более высокие значения делают звук беспорядочным и хаотичным, а установка порядка 130 Гц позволяет фактически превратить образец в одноконтурный синтезатор с четким тоном.

В данном примере мы стремимся к гладкому звучанию, поэтому оставляем значение Grains довольно низким — около 6 Гц. Еще я установил параметр Spread примерно на 60%, что слегка меняет размеры зерен в левом и правом каналах, придавая звуку объемное стереоощущение.

File Position

g_02.webp.jpg

Следующие два параметра добавляют элемент органичности и играют важную роль в формировании звукового полотна. File Position регулирует точку начала воспроизведения каждого зерна, поэтому при нулевом значении отчетливо слышен металлический звон сковороды.

Перемещая позицию вперед, мы постепенно избавляемся от первоначального транзиента и получаем доступ к хвосту сэмпла, содержащего все последующие резонансные звуки после удара. Для текущего примера я выставил File Position на отметке 22, чтобы захватить наиболее мягкие части сэмпла.

Spray

Вот где начинается настоящее веселье. Spray добавляет рандомизации, влияя на параметр File Position. Начните вращать ручку, и заметите, как линии воспроизведения начинают выскакивать за пределы оранжевых границ, заданных параметром Grains.

В моем собственном примере я умеренно подошел к регулировке, установив Spray на 32 мс. Но можно добавить значительно больше разброса, охватывая множество особенностей исходного сэмпла (это можно автоматизировать с помощью LFO). Очень увлекательно!

Обработка, фильтры и многое другое​

granulator2.webp.jpg

Наше звуковое полотно приобретает законченный вид, но для идеальности нужно настроить еще несколько параметров. Щелкнув по голубой кнопке Grains слева окна плагина, можно перейти в окно фильтров. Там можно задать огибающую амплитуды каждого зерна, сделав звучание еще плавнее увеличением значений Attack, Decay и Release. Добавлен эффект частотной модуляции, использован низкочастотный фильтр, увеличено значение декремента огибающей Filter/Fm для смягчения резкости частотной модуляции после каждого нового нота.

В заключение я добавил автоматизацию частоты низкочастотного фильтра и величины FM, добавив динамики финальной композиции. Назначение параметров на макро-рукоятки для оперативного управления сделает процесс исследования новых звуков тактильным удовольствием.

Никаких гранул — никакой выгоды​

Таким образом, мы получили атмосферу эволюционирующего эфира, созданного с помощью гранулярного синтеза и обычного хлопка металлической посуды. Варианты дизайна звука бесконечно многообразны, и ничто не мешает ввести в синтез любые аудиозаписи — от голоса до дождя. Так что дерзайте и добивайтесь результатов!
Об авторе
SoundMain
1.jpg

Главный редактор группы проектов Soundmain, звукорежиссер, увлеченный демократизацией создания музыки

Комментарии

Нет комментариев для отображения.

Статья информация

Автор
Алексей Раков
Время чтения
3 минут(ы)
Просмотры
31
Последнее обновление

Загрузки

Больше в Теория

Больше от Алексей Раков

Поделиться статья

Приветствуем!

Зарегистрировавшись у нас, вы сможете обсуждать, делиться и отправлять личные сообщения другим членам нашего сообщества.

Зарегистрироваться сейчас!
Назад
Сверху