Некоторые из моих самых запоминающихся моментов в творчестве связаны с превращением обычного звука в нечто абсолютно иное.
Иногда это означало разбор звука на мельчайшие фрагменты и изучение его через микроскопический объектив — именно тут проявляется гранулярный синтез.
Работая на сверхмикроскопическом масштабе времени, гранулярный синтез превращается в мощный инструмент для растяжения времени и смены тональности аудиоматериала. Такие инструменты, как Celemony Melodyne, возможность деформации в Ableton Live и новый синтезатор Splice Astra, активно применяют гранулярные методики. Но возможности гранулярного синтеза простираются гораздо шире.
Может показаться невероятным, но исходным материалом для всей композиции послужила обычная металлическая сковорода, удар по которой длился всего пару секунд. Вот так действует сила грануляции: кухонный предмет превращается в потрясающий атмосферный пейзаж.
Давайте пройдем шаг за шагом, как получился этот звук. Загрузив образец в Granulator II, посмотрим на основные параметры и поймем, как они формируют конечный результат. Прежде всего убедитесь, что подключили трек к клавиатуре или заполнили клип MIDI-нотами.
Этот параметр управляет как частотой запуска зерен, так и их длительностью. Постепенно увеличивая частоту зерна, можно заметить сокращение зоны воспроизведения и увеличение скорости воспроизведения. Более высокие значения делают звук беспорядочным и хаотичным, а установка порядка 130 Гц позволяет фактически превратить образец в одноконтурный синтезатор с четким тоном.
В данном примере мы стремимся к гладкому звучанию, поэтому оставляем значение Grains довольно низким — около 6 Гц. Еще я установил параметр Spread примерно на 60%, что слегка меняет размеры зерен в левом и правом каналах, придавая звуку объемное стереоощущение.
Следующие два параметра добавляют элемент органичности и играют важную роль в формировании звукового полотна. File Position регулирует точку начала воспроизведения каждого зерна, поэтому при нулевом значении отчетливо слышен металлический звон сковороды.
Перемещая позицию вперед, мы постепенно избавляемся от первоначального транзиента и получаем доступ к хвосту сэмпла, содержащего все последующие резонансные звуки после удара. Для текущего примера я выставил File Position на отметке 22, чтобы захватить наиболее мягкие части сэмпла.
В моем собственном примере я умеренно подошел к регулировке, установив Spray на 32 мс. Но можно добавить значительно больше разброса, охватывая множество особенностей исходного сэмпла (это можно автоматизировать с помощью LFO). Очень увлекательно!
Наше звуковое полотно приобретает законченный вид, но для идеальности нужно настроить еще несколько параметров. Щелкнув по голубой кнопке Grains слева окна плагина, можно перейти в окно фильтров. Там можно задать огибающую амплитуды каждого зерна, сделав звучание еще плавнее увеличением значений Attack, Decay и Release. Добавлен эффект частотной модуляции, использован низкочастотный фильтр, увеличено значение декремента огибающей Filter/Fm для смягчения резкости частотной модуляции после каждого нового нота.
В заключение я добавил автоматизацию частоты низкочастотного фильтра и величины FM, добавив динамики финальной композиции. Назначение параметров на макро-рукоятки для оперативного управления сделает процесс исследования новых звуков тактильным удовольствием.
Иногда это означало разбор звука на мельчайшие фрагменты и изучение его через микроскопический объектив — именно тут проявляется гранулярный синтез.
Что такое гранулярный синтез?
Гранулярный синтез объединяет ряд методик, позволяющих разбивать длинные аудиосэмплы на мелкие сегменты и повторно упорядочивать их для создания уникального вывода. «Гранула» — это один из таких маленьких сегментов, обычно размером от 10 до 50 миллисекунд (хотя ограничения по длине отсутствуют).Работая на сверхмикроскопическом масштабе времени, гранулярный синтез превращается в мощный инструмент для растяжения времени и смены тональности аудиоматериала. Такие инструменты, как Celemony Melodyne, возможность деформации в Ableton Live и новый синтезатор Splice Astra, активно применяют гранулярные методики. Но возможности гранулярного синтеза простираются гораздо шире.
Применение гранулярного синтеза
Чтобы лучше ощутить силу гранулярного синтеза, попробуем превратить необычный аудиосэмпл в нечто более музыкальное. Для примера возьмем Robert Henke’s Granulator II, поскольку он организован аналогично штатному плагину Sampler в Ableton Live, производит мощные эффекты и самое приятное — доступен бесплатно.Преобразование кастрюли в красивый звук
Ниже приведена короткая музыкальная композиция, созданная исключительно методом гранулярного синтеза:Может показаться невероятным, но исходным материалом для всей композиции послужила обычная металлическая сковорода, удар по которой длился всего пару секунд. Вот так действует сила грануляции: кухонный предмет превращается в потрясающий атмосферный пейзаж.
Давайте пройдем шаг за шагом, как получился этот звук. Загрузив образец в Granulator II, посмотрим на основные параметры и поймем, как они формируют конечный результат. Прежде всего убедитесь, что подключили трек к клавиатуре или заполнили клип MIDI-нотами.
Grain
Этот параметр управляет как частотой запуска зерен, так и их длительностью. Постепенно увеличивая частоту зерна, можно заметить сокращение зоны воспроизведения и увеличение скорости воспроизведения. Более высокие значения делают звук беспорядочным и хаотичным, а установка порядка 130 Гц позволяет фактически превратить образец в одноконтурный синтезатор с четким тоном.
В данном примере мы стремимся к гладкому звучанию, поэтому оставляем значение Grains довольно низким — около 6 Гц. Еще я установил параметр Spread примерно на 60%, что слегка меняет размеры зерен в левом и правом каналах, придавая звуку объемное стереоощущение.
File Position
Следующие два параметра добавляют элемент органичности и играют важную роль в формировании звукового полотна. File Position регулирует точку начала воспроизведения каждого зерна, поэтому при нулевом значении отчетливо слышен металлический звон сковороды.
Перемещая позицию вперед, мы постепенно избавляемся от первоначального транзиента и получаем доступ к хвосту сэмпла, содержащего все последующие резонансные звуки после удара. Для текущего примера я выставил File Position на отметке 22, чтобы захватить наиболее мягкие части сэмпла.
Spray
Вот где начинается настоящее веселье. Spray добавляет рандомизации, влияя на параметр File Position. Начните вращать ручку, и заметите, как линии воспроизведения начинают выскакивать за пределы оранжевых границ, заданных параметром Grains.В моем собственном примере я умеренно подошел к регулировке, установив Spray на 32 мс. Но можно добавить значительно больше разброса, охватывая множество особенностей исходного сэмпла (это можно автоматизировать с помощью LFO). Очень увлекательно!
Обработка, фильтры и многое другое
Наше звуковое полотно приобретает законченный вид, но для идеальности нужно настроить еще несколько параметров. Щелкнув по голубой кнопке Grains слева окна плагина, можно перейти в окно фильтров. Там можно задать огибающую амплитуды каждого зерна, сделав звучание еще плавнее увеличением значений Attack, Decay и Release. Добавлен эффект частотной модуляции, использован низкочастотный фильтр, увеличено значение декремента огибающей Filter/Fm для смягчения резкости частотной модуляции после каждого нового нота.
В заключение я добавил автоматизацию частоты низкочастотного фильтра и величины FM, добавив динамики финальной композиции. Назначение параметров на макро-рукоятки для оперативного управления сделает процесс исследования новых звуков тактильным удовольствием.