Гармония в музыке: Руководство по трезвучиям, прогрессиям аккордов и ступеням гаммы | Soundmain - Библиотека для звукорежиссеров и любителей
Приложение
Как установить приложение на iOS

Смотрите видео ниже, чтобы узнать, как установить наш сайт в качестве веб-приложения на домашнем экране.

Примечание: Эта возможность может быть недоступна в некоторых браузерах.

Что нового?
Гармония не только помогает нам понять, какие ноты звучат гармонично вместе, но и объясняет, почему они сочетаются именно так. Гармония играет ключевую роль в рассказывании историй через музыку. Но что конкретно подразумевают под гармонией в музыке — термином, который применяется для описания множества явлений? И какие строительные кирпичики составляют её основу? В этой статье мы подробно разберём понятие гармонии и обсудим важные подтемы, такие как интервалы, трезвучия, прогрессии аккордов и многое другое.

94490123429c11f0bde112986bb2ed31-2.webp.jpg



Что вы узнаете:​

Готовитесь? Погружаемся!

Что такое гармония в музыке?​

Проще говоря, гармония подразумевает одновременное звучание различных музыкальных нот. Мы слышим гармонию практически во всей музыке, которую слушаем. Во многих песнях используются инструменты, такие как фортепиано или гитара, для подчёркивания гармонии. Например, фортепиано в песне The Beatles «Let It Be» задаёт гармоничную структуру композиции, служа приятным музыкальным сопровождением вокалу Пола МакКартни:


Другие песни тесно переплетают гармонию с главной мелодией. Скажем, в песне Imogen Heap «Hide and Seek» особое очарование придают яркие вокальные гармонии:



Даже если в композиции выделяется основная мелодия, вспомогательные вокальные гармонии вносят значительную долю интереса и эмоций. Как The Beatles, Imogen Heap и другие авторы придумывают такие поддерживающие слои, добавляющие столько глубины их музыке? Рассмотрим основы, необходимые для самостоятельного создания гармонии.

Что такое аккорды?​

Аккорд — это набор тонов, объединённых в единую гармоническую концепцию, лежащую в основе музыкальной гармонии. Хотя не обязательно быть профессиональным музыкантом, чтобы отличить отдельную ноту от аккорда, давайте вкратце послушаем, чтобы убедиться, что мы понимаем одинаково.

Обратите внимание, как аккорды в последовательности выше не звучат случайным образом — они образуют смысл и приятны для слуха как сами по себе, так и в сочетании друг с другом. Определим, что это за аккорды и как они построены с точки зрения музыкальной теории.

Что такое трезвучия?​

Все аккорды, услышанные в примере №2, являются трезвучиями — трёхнотными аккордами, состоящими из двух уложенных терций (интервала, созданного нотами, расположенными на расстояние двух букв алфавита, с учётом знаков альтерации: C-E, D-F#, G-Bb и т.п.). Если ноты расположены подобным образом, интервал между нижней (тоникой) и верхней (квинтой) нотами образует квинту (например, C-G, C#-G#, D-A и т.д.). Средняя нота называется третьей, так как она расположена на треть выше корня.

Если корень аккорда является нижним тоном, мы говорим, что трезвучие построено в основном положении. Давайте взглянем, как выглядят трезвучия в основном положении визуально:

c-major triads.webp

Создание трезвучий в пределах гаммы​

Таблица и изображения фортепианной клавиатуры выше представляют восходящие аккорды из примера №2. Чтобы построить каждый аккорд, мы создали трезвучия, взяв каждую ноту гаммы C мажор в качестве корня, удостоверившись, что каждая нота (тоника, третья и квинта) принадлежит гамме C.

Например, построив трезвучие на ноте C, мы добавили сверху E и G, поскольку это позволило нам создать две расположенные терции, не выходя за пределы гаммы C мажор (без использования нот вроде Eb или G#). Затем перешли к D, поставив сверху F и A, и построили трезвучие на E, разместив сверху G и B, и так далее.

Мы выбрали удобную гамму C мажор без знаков альтерации, но аналогичный подход применим для построения полной коллекции трезвучий, принадлежащих любой гамме. Независимо от выбранной мажорной гаммы, мы обнаружим сходное звучание аккордов:






Причина, по которой эти последовательности звучат похоже, независимо от ключа, заключается в том, что тип (качество) каждого трезвучия остаётся одинаковым. Два наиболее распространённых типа — это большие и малые трезвучия. Чтобы понять разницу, сначала необходимо научиться распознавать большие и малые терции.

Что такое большая и малая терции?​

Правильно — не все терции одинаковые! Большие терции состоят из четырёх полутонов (полутона). Например, интервал между C и E — это большая терция, так как они находятся на расстоянии двух букв, и между ними ровно четыре полутона: C# (D♭) → D → D# (E♭) → E.

Послушайте, как звучит большая терция:


Малая терция — это терция, состоящая из трёх полутонов. Например, интервал между A и C — это малая терция, так как они отделены двумя буквами, и между ними всего три полутона: A# (B♭) → B → C.

Вот как звучит малая терция:


Подобно мажорным и минорным гаммам, большая терция обычно воспринимается как светлая и радостная, а малая — как тёмная и грустная (хотя контекст сильно влияет на эмоции, передаваемые этими интервалами на практике).

Качества аккордов в мажорных гаммах​

Теперь, понимая природу большой и малой терций, вернёмся к обсуждению больших и малых трезвучий. Говоря простыми словами, в большом трезвучии третья ступень — большая, а в малом трезвучии — малая.

Послушайте, как звучит большое трезвучие:


А вот как звучит малое трезвучие:


Прослушав примеры №3–5, обратите внимание, что даже при смене ключа качество аккордов, построенных на определённом номере ступени (ступень — позиция ноты в гамме), останется неизменным в мажорной гамме:

Intro_Harmony_Scale_Degree_Triads.webp.jpg

Единственное исключение — уменьшенное трезвучие, которое не относится ни к большому, ни к малому типу. Остальные трезвучия содержат стандартные чистые квинты, находящиеся ровно на семь полутонов выше корня. Однако уменьшенное трезвучие образуется из двух расположенных малых терций, где квинта оказывается уменьшенной, расположенной всего на шесть полутонов выше корня.

Эта незначительная разница всего в половину тона создаёт напряжённое звучание — послушайте:


Пока не беспокойтесь об уменьшенном трезвучии, так как его диссонансное звучание ограничивает его применение, особенно в популярной музыке. Теперь поговорим о том, как использовать наши собранные аккорды для создания музыки.

Что такое прогрессии аккордов?​

Прогрессия аккордов — это последовательность аккордов, составляющих гармоническую основу музыкального произведения. Прослушав снова фортепиано в «Let It Be», вы заметите повторение небольшого набора аккордов. Получившаяся прогрессия аккордов звучит приятно, значительно превосходя рассмотренную ранее гамму аккордов (которая сама по себе неплохая, но не совсем легендарная, как «Let It Be»).

Хотя наша практика очертила все аккорды, принадлежащие данному ключу, как The Beatles решили, какие аккорды выбрать и как их расположить?

Римские цифры​

Важнейший аспект, связанный с построением прогрессий аккордов, — идея о том, что аккорды, построенные на разных ступенях гаммы, выполняют разные функции. Другими словами, аккорд C мажор может играть принципиально разную роль в гамме C мажор, нежели в гамме F мажор, хотя он присутствует в обеих.

В таблице, представляющей трезвучия на ступенях гаммы, вы увидите, что каждое трезвучие помечено римскими цифрами (I, ii, iii и т.д.) с указанием регистра в зависимости от качества аккорда (большой или малый). Эти обозначения помогают понять, как каждый аккорд вписывается и ведёт себя в выбранной гамме, поэтому мы предпочитаем использовать их при обсуждении прогрессий аккордов.

Как создавать прогрессии аккордов?​

Ранее мы упомянули, что некоторые аккорды используются в поп-музыке чаще остальных. Конкретно, аккорды I, IV, V и vi чрезвычайно востребованы. Фактически бесчисленное количество популярных песен строится на простой комбинации этих аккордов, что забавляет, когда понимаешь, какое количество известных хитов имеют схожую гармоническую структуру, как видно в этом сборнике песен, содержащих прогрессию I-V-vi-IV (включающую песню «Let It Be»):

Эту прогрессию часто выбирают, так как аккорды прекрасно переходят друг в друга, соответствуя своим естественным тенденциям. Приведём несколько рекомендаций, которые помогут вам строить собственные прогрессии:

Рекомендации по написанию прогрессий аккордов:

  • Если хотим придать прогрессии мажорный оттенок, аккорд I обычно служит основой («домашней базой»), поэтому он часто ставится первым в последовательности.
  • Если желаем придать прогрессии минорный оттенок, аккорд vi служит базовой точкой («домашней базой»), ставя его первым в последовательности.
  • Аккорд IV часто плавно переходит в аккорд V, но также может применяться очень гибко, находясь как в начале, так и в конце прогрессии.
  • Хотя аккорд V редко используется в качестве первого аккорда прогрессии, он обычно плавно переходит в аккорды I и vi.
Имеются теоретические основания, объясняющие справедливость перечисленных выше правил гармонии, но обсуждение этого отложим на другой раз. Пока запомните, что это тенденции, а не строгие правила — не бойтесь экспериментировать или включать в свои прогрессии другие аккорды, такие как ii, iii и vii°, указанные ранее.

Написание аккордовой прогрессии к мелодии​

Хотя эксперименты часто приносят отличные результаты, вы также можете подходить стратегически к процессу создания аккордовых последовательностей. Например, если у вас уже есть готовая мелодия, подумайте о тех нотах, которые выделяются в разные моменты. Если включить в аккорд основную мелодическую ноту, звучание обычно получается более плавным. Если же аккорд не содержит этих нот, это создаст дополнительное напряжение в музыке. Оба варианта могут быть уместны в зависимости от цели, которую вы преследуете.

Гармоничная ритмичность​

Подумайте также о гармоническом ритме — когда и как часто меняется аккорд. Хотя часто принято использовать один аккорд на такт, вы можете ускорить или замедлить смену аккордов и обратить внимание на то, как это влияет на музыку.

Что такое обращения аккордов?​

Последнее, что стоит учесть, — это обращение трезвучия, или постановка ноты, отличной от основного тона, в нижнюю позицию. Обращения позволяют создать более плавное общее звучание, минимизируя большие скачки между соседними аккордами.



Видео выше дважды повторяет прогрессию аккордов vi–IV–I–V. Первый раз все аккорды представлены в основном положении, второй раз средние аккорды обращены: корневая нота перенесена вверх на октаву в аккорде IV, а квинтовый тон — вниз на октаву в аккорде I (напомним, что октавы не меняют фундаментальную идентификацию ноты, как мы обсуждали в разделе об эквивалентности октав в введении к мелодии). Обратите внимание, как переходы между аккордами звучат более резко в первом варианте, в то время как в обращении переходы становятся более мягкими.

Говорить однозначно, что мягкий переход непременно лучше, неверно — опять-таки, всё зависит от контекста и вкуса. Обращения не меняют общую функцию аккорда, но влияют на эмоциональную окраску, поэтому это тоже важный фактор при принятии решений.

Итак, что же такое гармония?​

Изучив основы трезвучий и разобравшись, как выстраивать целые аккордовые прогрессии, можно смело утверждать, что сегодня мы узнали массу интересного о мире гармонии.

И всё же это лишь поверхностное погружение — впереди ждут расширенные аккорды, которые добавляют больше индивидуальности к трезвучиям, заимствование аккордов из посторонних ключей и множество других приёмов, обогащающих гармонию нашей музыки. Подробно остановимся на этих вопросах позднее, а пока рекомендуем поиграть с порядком следования аккордов, исследовать аккорды любимых песен и получать удовольствие от погружения в огромный и увлекательный мир гармонии.
Об авторе
SoundMain
1.jpg

Главный редактор группы проектов Soundmain, звукорежиссер, увлеченный демократизацией создания музыки

Комментарии

Нет комментариев для отображения.

Статья информация

Автор
Алексей Раков
Время чтения
7 минут(ы)
Просмотры
30
Последнее обновление

Загрузки

Больше в Теория

Больше от Алексей Раков

Поделиться статья

Приветствуем!

Зарегистрировавшись у нас, вы сможете обсуждать, делиться и отправлять личные сообщения другим членам нашего сообщества.

Зарегистрироваться сейчас!
Назад
Сверху