Прежде чем погрузиться в изучение эффекта Хааса, давайте сначала поймём, что любой воспринимаемый нами звук формирует своеобразное «предубеждение». Сразу после восприятия первого звука мозг начинает ассоциативный процесс, на основе которого последующий звук оценивается относительно уже воспринятых. Наши глаза действуют аналогичным образом — вспомните знаменитую историю с платьем в 2015 году, когда мир бурно спорил, бело-золотое оно или сине-чёрное.
Наши чувства ассоциативны, они постоянно ищут короткие пути, чтобы быстрее разобраться в окружающей среде. Осознавая это, мы можем не только нейтрализовать негативные ассоциации при создании музыки, но и выявить способы использования аудиоиллюзий, таких как обсуждаемый сегодня эффект.
Что такое эффект Хааса (эффект приоритета)?
Простыми словами, эффект Хааса (также известен как эффект приоритета) — это феномен, возникающий, когда слушатель воспринимает два дублированных звука, разделённых коротким промежутком времени, как единое звуковое событие. Местоположение источника звука в таком случае определяется преимущественно первым пришедшим звуком (этим самым «предубеждением»), даже если копии поступают с противоположных направлений.Эффект Хааса: краткая история
Как и эффект Доплера, эффект Хааса назван в честь учёного Гельмута Хааса, опубликовавшего диссертацию в 1949 году в университете города Гёттинген, Германия. Основная мысль исследования Хааса заключалась в изучении взаимосвязи архитектуры и звука, а эксперименты проводились с целью выяснить, как человек локализует звук и как окружающая среда влияет на эту способность.Исследование Хааса показало, что глубокое понимание того, как звуки отражаются от поверхностей и возвращаются к нам в виде эха, может способствовать улучшению архитектурных практик. Например, если усиленные звуки превышают так называемое критическое время задержки, приятный резонанс, придающий особый оттенок звуку, может превратиться в тяжёлое и дезориентирующее переживание. Это интересно экспериментировать в роли музыкального продюсера (позже мы подробнее рассмотрим это), но если речь идёт о здании, то последствия могут быть неблагоприятными.
Любопытно, что аналогичные феномены наблюдались и документировались примерно в то же время. Хотя эффект Хааса связывают с диссертацией 1949 года, уже годом ранее в работе Ханса Валлаха под названием «О пределе воспринимаемости прямого и отражённого звука» приводятся сходные наблюдения. Термин «эффект приоритета» (precedence effect) также предшествовал одноимённой диссертации, появившись менее чем за год до публикации в Американском психологическом журнале.
Таким образом, имя одного человека связано с результатами, являющимися результатом совместных усилий множества исследователей (и огромного числа неопубликованных трудов на протяжении по крайней мере столетия). Это значит, что основополагающие идеи эффекта Хааса развивались практически одновременно с работами Христиана Доплера середины XIX века. Видимо, середина XIX века была весьма увлекательным периодом для любителей звука, близости и восприятия.
Как использовать эффект Хааса в музыке?
Эффект Хааса чаще всего применяется в музыкальной продукции для создания расширенного стереоизображения из монофонических записей. Среди производителей музыки обычно наблюдается согласие по поводу основных подходов к его применению:- Источник звука должен быть монофоническим, так как задуманный эффект направлен на создание особого типа расширенного стерео-изображения.
- Одну монофоническую дорожку можно пропустить через стерео-плагин дилея.
- Две идентичные монофонические дорожки можно использовать с жёстким панорамированием и добавлением дилея на одну из дорожек.
- Альтернативно, можно использовать две монофонические записи с небольшими различиями в исполнении, панорамированные в противоположные стороны без использования дилей.
Как звучит эффект Хааса?
Рассмотрим пример аудиозаписи. При переводе её в две монофонические дорожки, панорамированные лево-право, с дилеем в левой дорожке около 30 мс, мы получаем следующий результат:Это простая демонстрация эффекта, но важно помнить, что он возможен только в пределах критического времени дилея. Согласно различным исследованиям и природе источника звука, оптимальный промежуток для эксперимента — от 30 до 50 мс. При увеличении дилея выше указанного диапазона вы выйдете за пределы условий, изучавшихся Хаасом, Валлахом и другими исследователями, и получите совершенно другой эффект.